Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » Портреты Ф.И. Тютчева


    Портреты Ф.И. Тютчева

    Рейтинг:

    Ф.И. ТЮТЧЕВ


    Портреты Ф.И. Тютчева

    Проникновение в глубины художественной мысли поэта-философа Ф.И. Тютчева неразрывно вязано с исследованием его многогранной личности. Писатель постигается через его творчество, биографические данные, воспоминания современников (т.е. прижизненные характеристики), эпистолярные документы, дневники и др.
    Но ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов и такой важный источник изучения человека как иконография – живописные, акварельные и карандашные портреты. Параллельно с изобразительным искусством (прижизненной и посмертной иконографией, картинами) существенным дополнением к осмыслению человеческого характера становятся документальные изображения – дагерротипы (ранний фотографический процесс, первый способ получения позитивного изображения непосредственно на фотоматериале, на который производится съемка) и фотографии, особенно если они сделаны фотографами-художниками.
    Разноплановые изобразительные материалы порой дают такое представление о личности человека, какое не могут дать источники письменные. Тем более что, если говорить конкретно о Тютчеве, то, в отличие от многих его современников, о его внешности, к сожалению, сохранилось не так уж и много прижизненных высказываний и мемуарных работ. А поэтому изучение обширной прижизненной иконографии Тютчева – от живописного портрета до фотографии – позволяет воссоздать более цельный образ поэта и становится ключом к познанию его личности.
    Однако здесь необходимо учитывать не только то, что прижизненные изображения Тютчева разнообразны по видам, характеру и технике выполнения, но и то, что некоторые из них (что вполне естественно) несут на себе печать субъективности. Отдельно следует анализировать посмертные изображения поэта. А поэтому для полного и верного раскрытия личности Тютчева необходимо проводить сопоставление изобразительных источников с письмами, дневниками и мемуарами. Важно также учитывать влияние творчества и общественно-политической деятельности Тютчева на его изображения разных лет.
    Анализ дошедших до нас письменных документов позволяет говорить, что почти все воспоминания о внешности Тютчева построены на противопоставлении «внешнего» и «внутреннего» человека. Многие современники Тютчева делали акцент на несоответствии между бросающейся в глаза физической немощностью этого человека и сильнейшим внутренним духом. Знавшие Тютчева обычно отмечают необыкновенную худобу поэта, небрежность в одежде и прическе, но в то же время подчеркивают его ум, начитанность, тонкие манеры, умение говорить. Вот несколько высказываний о поэте:
    «Небольшого роста, с походкою небрежною, переваливающеюся, он внешним образом как будто выражал внутреннего человека: в этой внешней личности было что-то похожее на небрежность ко всему, что не было духовно, а было вещественно; самое его тело словно казалось ему тягостью, которую он осужден влачить...» (В.П. Мещерский).
    «Он был дурен собою, небрежно одет, неуклюж и рассеян» (В.А. Соллогуб).
    «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей...» (дочь поэта Анна).
    Автор биографии Тютчева, известный общественный деятель, зять поэта И.С. Аксаков закрепляет это противопоставление; в аксаковском портрете Тютчева, ставшем каноническим, соседствуют физическая немощь и господство мощного духа: «Стройный, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный, необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокою думой; с рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах, — хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной, неугомонной мысли». Его присутствием оживлялась всякая беседа; неистощимо сыпались блестки его чарующего остроумия; жадно подхватывались окружающими его меткие изречения, из которых каждое было в своем роде артистическим изделием самой тонкой, узорчатой, художественной чеканки; он пленял и утешал все внемлющее ему общество».

    Известная нам прижизненная иконография Тютчева довольно обширна – ее составляют 26 портретов, сделанных в разные годы жизни поэта: 2 живописных, 3 акварельных, 4 дагерротипа и 17 фотографий, благодаря которым мы можем судить о внешности поэта. Являясь как бы эстетической формулой эпохи, портретная иконография Тютчева сосредотачивает в себе многогранность, духовную сложность и неповторимые особенности как личности самого поэта, так и своего времени.
    «Достаточно взглянуть на портрет Тютчева, на это удивительное, законченное, скульптурное лицо, черты которого отражают в одно и то же время и ум, и иронию, и доброту, и серьезность, чтобы убедиться, что он был человеком из ряда вон выходящим», – писал А.П. Плетнев.
    Портреты Ф.И. ТютчеваИмена авторов трех первых портретов Тютчева (1807, 1820, 1825) до нас не дошли. Первое известное имя в тютчевской иконографии – непрофессиональная баварская художница Ипполита фон Рехберг. В 1838 году в Мюнхене она написала с натуры портрет 35-летнего дипломата (и в то время еще мало известного поэта) Федора Тютчева.
    Поскольку прижизненная живописная иконография Ф.И. Тютчева не очень многочисленна, важную роль в представлении внешности поэта играют сохранившиеся фото. Некоторые тютчевские фотопортреты исполнены большой психологической глубины и силы, ведь они выполнены настоящими мастерами фотографии – С.В. Левицким и А.И. Деньером.
    Сергей Львович Левицкий в свое время был одним из самых известных русских фотографов (удостоен чести фотографировать семью Николая І, коронацию Александра II, работая во Франции, получил звание «Фотограф Императора Наполеона ІІІ).
    Генрих (Андрей) Иванович Деньер, швейцарец по происхождению, работал в Петербурге с 1850 года. Слыл как виртуозный мастер фотографии – фотограф-художник. Неспроста его фото называли «фотографическими этюдами».
    Как свидетельствуют современники, Тютчев любил фотографироваться и тщательно готовился к съемке. На фотографиях он всегда элегантно одет, хотя знавшие поэта нередко подчеркивали небрежность повседневной одежды поэта.
    Если рассматривать фотографии и дагерротипы Тютчева, то можно предположить, что Федор Иванович относился к фотографированию как к созданию официального (так называемого «парадного») портрета. Он хотел выглядеть на фотопортретах, прежде всего, политическим деятелем, дипломатом. Любимая поза Тютчева – посадка с руками, положенными на подлокотниках кресла, одна нога лежит на другой. Такая повторяемость позы говорит и о том, как ощущал и «презентовал» себя сам Тютчев, и о том, как воспринимали поэта и дипломата его современники.

    Фотография Тютчева работы С.Л. Левицкого (1856)


    Портреты Ф.И. Тютчева

    Фотография Тютчева работы С.Л. Левицкого (1867)


    Портреты Ф.И. Тютчева

    Фотография Тютчева работы А.И. Деньера (1864)


    Портреты Ф.И. Тютчева

    Если фото выполнено рукой мастера, то оно, подобно живописному портрету, может не только «отзеркаливать» внешность человека, но и в определенной степени отражать его внутренний мир. Так, на фотографиях, сделанных С.Л. Левицким в 1856 и 1860 году Тютчев – респектабельный светский человек, известный поэт (в 1854 году вышла книга его стихотворений). На фотографии 1865 года – это страдающий человек, потерявший возлюбленную (Елену Денисьеву). А на фотографии 1867 года – серьезный политик, внимательно следящий за развивающимися событиями в стране и за рубежом.
    На всех портретах и фотографиях Ф.И. Тютчев предстает перед нами в темном костюме и светлой рубашке. Такая одежда была обусловлена веяниями века. Черный цвет надолго утвердился за официальной одеждой статского мужчины, чтобы подчеркивать его отличие от военного.
    К сожалению, при жизни Тютчева никто из крупных художников не создал его живописного портрета. Правда, попытка сделать это была предпринята в начале 1870-х годов, когда П.М. Третьяков задумал составить серию портретов выдающихся писателей, композиторов и ученых для своей картинной галереи. Третьяков сделал заказ И.Е. Репину. Однако знакомство Репина с Тютчевым так и не состоялось: когда художник собрался приступить к работе, Тютчев уже был тяжело болен. Родственники показали Репину фотографии поэта. О своем впечатлении художник написал Третьякову 6 февраля 1873 г.: «...посмотрел две фотографии Ф И лицо прекрасное, поэтическое, очень моложавое, несмотря на седые волосы. Вы вправду говорили – очень интересное лицо». Портрет так и не был написан: болезнь поэта оказалась безнадежной, через несколько месяцев он скончался.

    С.Ф. Александровский. Портрет Ф.И. Тютчева (1876). Холст, масло. 71.5 x 58.3 см. Государственная Третьяковская галерея


    Портреты Ф.И. ТютчеваИсполнителем портрета Тютчева стал художник С.Ф. Александровский. К тому времени уже прошло 3 года после смерти поэта, и портрет писался с фотографии А.И. Деньера 1864 года. Некоторые мастера живописи считали, что этот портрет не отличается выдающимися художественными достоинствами. Так, по словам И.Н. Крамского, «ближе всего это большая и хорошая фотография, покрытая одной охрой, и только». С этим мнением, конечно же, можно спорить. Тем более что именно работа С.Ф. Александровского стала со временем наиболее популярной «визиткой» Ф.И. Тютчева.
    Используя фотографию Деньера, Александровский не делает из нее копию маслом на холсте. Заметна рука мастера живописи – он стремится отразить и внешние черты поэта, и оттенить особенности его человеческой натуры: высокий лоб, поредевшие седые волосы, худые щеки, тонкие губы, грустно-ироничный взгляд из-за очков в тонкой оправе, некоторая небрежность в одежде. Портрет максимально соответствует словесному облику поэта, воссозданному биографом Тютчева И.С. Аксаковым (См. воспоминания выше).

    Прижизненная иконография Тютчева стала основой и для более поздних его посмертных изображений. Так, выход в свет издания «Ф.И. Тютчев. Полное собрание стихотворений» (1957) положило начало созданию графических портретов поэта: портреты П.Я. Павлинова (1933), Н.Н. Вышеславцева (1937), Ф.Д. Константинова (1946) и др. Личность Тютчева интересует и художников ХХІ века.

    Портрет Ф.И. Тютчева. Неизвестный художник


    Портреты Ф.И. Тютчева

    Портрет Ф.И. Тютчева. Художник М.С. Решетнев (2004)


    Портреты Ф.И. Тютчевавсе для dle
    Просмотров: 3 772
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.