Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » Портреты А.С. Пушкина


    Портреты А.С. Пушкина

    Рейтинг:

    А.С. ПУШКИН


    Портреты А.С. Пушкина

    В 1983 году (второе издание – 1989 г.) в издательстве «Советский художник» вышел уникальный 2-хтомник – «А.С. Пушкин в портретах». Автор-составитель – Е.В. Павлова. В книгах представлены все известные живописные и скульптурные изображения великого поэта. Пушкиниана в изобразительном искусстве очень обширна и многогранна. На уроках литературы в школе можно использовать целые коллажи из портретов русского гения. Однако для более детальной работы следует остановиться на 1-2 пушкинских портретах (в зависимости от возраста учащихся и темы занятия).
    Мы, ныне живущие, не можем точно знать, как на самом деле выглядел поэт. Ведь и картины живописцев, и воспоминания о Пушкине (и друзей, и недругов) все равно несут на себе определенный отпечаток субъективности. Будучи достаточно самокритичным и ироничным, Пушкин предоставил нам и самооценки – как в словесной форме, так и в виде автопортретов. А поэтому каждый из нас невольно вырисовывает в воображении «своего Пушкина». Наверное, это нормально, ведь все великие люди должны оставаться в какой-то степени неразгаданными. Тем не менее, на всех картинах мы узнаем Пушкина по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, выдающемуся вперед подбородку, пухлым губам и срезанному назад лбу. Таким он знаком нам с детства по хрестоматийным парадным портретам, по карандашным наброскам или по схематичным (иногда весьма ироничным) автопортретам на полях его рукописей.
    Здесь мы представим наиболее известные портреты писателя, а также воспоминания о нем современников, которые учитель сможет использовать на уроках литературы.
    1. «...Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых так искры и сыпались...» (Из воспоминаний Е.П. Янькова).
    2. «Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно...» (Из воспоминаний брата поэта Л.С. Пушкина.) Рост Пушкина в зрелом возрасте известен точно – два аршина и пять с половиной вершков (т.е. 166,64 см).
    3. «Наконец, надо себе представить и самую фигуру Пушкина. Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства был среднего роста, почти низенький человек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом, в черном сюртуке и черном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно повязанном галстуке. Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и между тем поэтическую, увлекательную речь». (Из воспоминаний историка М.П. Погодина, 12 октября 1826 г.)
    4. «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был в голубых, или лучше сказать в стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие...» (Из воспоминаний А.А. Олениной, 1828 г.)
    5. «Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. Если смотреть на его лицо, начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем до самых глаз выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи, полные силы и чувства». (Цензор Никитенко, ориентировочно 1827 г.)
    6. «Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он заботился, как Байрон. Он совсем не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. В облике его было что-то родное африканскому типу, но не было того, что оправдывало бы его стих – «потомок негров безобразный». Напротив того, черты лица у него были приятные. В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе...» (Из воспоминаний Юзефовича – адъютанта Раевского, увидавшего поэта на Кавказе в действующей армии в 1829 г.)
    7. «Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Нельзя быть безобразнее его – это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде... Рядом с ней [Н. Гончаровой] его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым». (Из дневника графини Фикельмон – внучки Кутузова; в оригинале на французском языке.)
    8. «Особенная, только ему свойственная улыбка, в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием». (Из воспоминаний молодого графа В.А. Сологуба после смерти поэта.)
    9. «Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более привлекательной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов». (Запись случайного, неизвестного человека, 1835 г.)
    10. «В это время вошел желтоватый, смуглый брюнет с довольно густыми, темными бакенбардами, со смеющимися, живыми глазами... Когда Пушкин улыбался своей очаровательной улыбкой, алые, широкие его губы обнаруживали ряды красивых зубов поразительной белизны». (Провинциал, случайно встретивший Пушкина в 1836 г., за два месяца до его смерти, у А.Ф. Воейкова.)

    Пушкин о себе:


    1. «Потомок негров безобразный». (Из стихотворения «Юрьеву», 1820 г.).
    2. «В... газете объявили, что я собою неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не ответил, хотя она глубоко тронула». («Опровержение на критики», 1830 г.).
    3. «Могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был». (Из письма к жене, 1835 г.).
    4. «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности». (Из письма к жене, 1836 г.)

    Использовав воспоминания современников о поэте, а также известные портреты писателя, российские ученые решили научно установить, как на самом выглядел Пушкин. Видеоролик можно найти по ссылке http://www.1tv.ru/i_newsvideo/3018

    На уроках в 5 классе можно использовать иллюстрации Н.А. Рамазанова и И.Н. Крамского к прологу пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Тем более что на них запечатлен и сам поэт.
    Портреты А.С. Пушкина Портреты А.С. Пушкина


    Портрет А.С. Пушкина (в детстве)


    Портреты А.С. ПушкинаГравюра «Портрет А.С. Пушкина (в детстве)», была выполнена на меди Е.И. Гейтманом для первого издания «Кавказского пленника» (СПб, 1822). Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя 16-летнего.

    Портрет А.С. Пушкина кисти В.А. Тропинина


    Портреты А.С. ПушкинаРабота Тропинина – пожалуй, самое знаменитое и наиболее часто презентуемое изображение Пушкина. Портрет написан в 1827 году по заказу самого поэта, который хотел преподнести его как сюрприз своим друзьям.
    Великий поэт изображен на нем в просторном домашнем халате, наброшенном на белую сорочку. Ворот сорочки распахнут, вокруг него небрежно перекинут черный шелковый шейный платок. Волосы немного растрепаны. Именно так поэт обычно садился за рабочий стол, таким он также бывал, когда оставался наедине с друзьями.
    Творца ничто не стесняет, ему ничего не мешает. Тропинин выполнил портрет в романтическом стиле: независимость суждений поэта он противопоставил официальной идеологии точно так же, как свободную домашнюю одежду противопоставил чопорному мундиру.
    При этом сам Пушкин ничуть не приземлен, он прекрасен. Взгляд поэта, устремленный куда-то вдаль, сосредоточен и величав. Возможно, в эту самую минуту поэта озарило вдохновение. Кажется, ничто не сможет помешать его раздумьям. Благодаря горделивой посадке головы, величественной осанке домашняя одежда поэта на портрете напоминает торжественную античную тогу. Правая рука свободно лежит на листах рукописи, и любимый «мистический» перстень поэта украшает ее большой палец.
    Портрет А.С. Пушкина кисти Тропинина удачно сочетает в себе живое ощущение натуры с возвышенностью. Цветовая гамма полотна сдержанная. На сероватом фоне хорошо выделяется лицо поэта, оттененное белизной поднятого ворота сорочки. Сдержан Тропинин и в изображении аксессуаров – помимо перстня да рукописи на столе из символов поэзии больше нет ничего.
    Портрет потрясает зрителя не только сходством с оригиналом, но прежде всего – внутренней силой и наполненностью, глубоким проникновением во внутренний мир поэта.

    Петр Соколов. Портрет А.С. Пушкина, 1836, акварель


    Портреты А.С. Пушкина

    И.-Е. Вивьен. Портрет А.С. Пушкина, 1826. Техника – итальянский карандаш


    Портреты А.С. Пушкина

    Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского


    Портреты А.С. ПушкинаО.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина, 1827. Заказчиком портрета был А.А. Дельвиг. Об этом портрете Пушкин писал в стихах: «Себя как в зеркале я вижу, / Но это зеркало мне льстит».

    Литогравюра А.С. Пушкина


    Портреты А.С. ПушкинаЛитогравюра (сделанная через оттиск на камне) Густава Гиппиуса для его авторской серии «Современники», 1828.

    Пушкин у моря


    Портреты А.С. ПушкинаИ.К. Айвазовский и И.Е. Репин. «Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем)». 1887. Холст, масло.

    Посмертный портрет А.С. Пушкина


    Портреты А.С. ПушкинаК.П. Мазер. Посмертный портрет А.С. Пушкина (1839). Написан по заказу друга Пушкина – коллекционера Павла Нащокина.

    Гравюра А.С. Пушкина на стали


    Портреты А.С. ПушкинаГравюра на стали работы долго жившего в России и знакомого с Пушкиным английского художника Томаса Райта (1837). Об этом портрете И.Е. Репин сказал: «Обратите внимание (...) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум».

    Портрет Пушкина кисти современного санкт-петербургского художника А.М. Кравчука.


    Портреты А.С. Пушкина

    Автопортреты Пушкина


    Портреты А.С. Пушкина
    все для dle
    Просмотров: 3 830
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.