Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » Портреты М.Ю. Лермонтова


    Портреты М.Ю. Лермонтова

    Рейтинг:

    М.Ю. ЛЕРМОНТОВ


    Портреты М.Ю. Лермонтова

    До нашего времени дошло 15 прижизненных изображений М.Ю. Лермонтова. Учитывая то, что поэт прожил короткую жизнь, это немало. Однако ни один портрет, взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике русского гения. Трудно себе также представить, что кому-нибудь из художников (даже высокой квалификации) удалось на полотне сполна передать всю многогранность внутреннего мира поэта. Тем не менее, в совокупности изобразительное искусство все же создало тот облик Лермонтова, который с детства ассоциируется у нас с личностью и творчеством великого писателя.
    Практически все портреты Лермонтова (не считая двух детских) были созданы за очень короткий период – с конца 1834 по начало 1841 года. А значит, существенные внешние отличия в живописных изображениях поэта вряд ли можно связывать с возрастными переменами. Авторы портретов, скорее, делали акцент на психологических изменениях в личности Лермонтова. Например, П.Е. Заболотский на своем первом портрете (1837) запечатлел внутренний облик поэта перед ссылкой, а А.И. Клюднер воссоздал его душевное состояние уже после возвращения с Кавказа (1838). Но разительные отличия в живописных изображениях Лермонтова, пожалуй, объясняются не только этим. Общавшиеся с поэтом люди не раз подчеркивали, что в облике Лермонтова было нечто не поддающееся рациональному истолкованию: какие-то неуловимые, мгновенно изменяющиеся черты, которые, по словам лермонтоведа И. Андроникова, «ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов». Неспроста воспоминания современников поэта о его внешности отличаются порой до противоположного. Но поразительным остается то, что почти все, кто знал Лермонтова, не могли не обращать внимания на его особенные глаза.
    Ниже мы представляем самые известные портреты Лермонтова и наиболее интересные воспоминания о поэте его современников.

    «Портрет М.Ю. Лермонтова в 6-8-летнем возрасте» неизвестного художника


    Портреты М.Ю. ЛермонтоваЭто второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году (холст, масло), вероятно, крепостным. На портрете изображен облокотившийся левой рукой на стол 6-8-летний мальчик с каштановыми, гладко причесанными волосами и умным сосредоточенным взглядом. Из-под расстегнутой шитой золотом красной курточки виден темно-синий костюм с золотыми галунами и белым плиссированным воротничком.
    Троюродный брат Лермонтова А.П. Шан-Гирей оставил о поэте немало воспоминаний. Так, о Лермонтове-ребенке он писал: «Мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазками, Мишель в зеленой курточке и с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличавшихся от прочих, черных, как смоль».
    А современник Лермонтова, художник М.Е. Меликов, отмечал: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова…»

    Портрет Лермонтова кисти Ф.О. Будкина


    Портреты М.Ю. ЛермонтоваПортрет Лермонтова написан Ф.О. Будкиным в 1834 году по заказу Арсеньевой (бабушки поэта) сразу по производству ее внука в корнеты. Поэт изображен в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. Художник запечатлел удлиненное лицо, прямой нос, пышную шевелюру, красивые линии лба, четкие очертания губ, мягкое, приятное выражение лица и загадочную глубину взгляда.

    Портрет Лермонтова кисти П.Е. Заболотского


    Портреты М.Ю. ЛермонтоваСамый популярный из портретов Лермонтова – портрет кисти П.Е. Заболотского, написанный в начале 1837 года (картон, масло). Именно этому изображению русского писателя отдают предпочтение учителя на школьных уроках.
    Портрет был выполнен по просьбе бабушки поэта. Его автор не считал себя профессиональным художником (П.Е. Заболотский был учителем живописи Лермонтова). Однако большинство лермонтоведов признают его работу самой удачной. Преимущества этого портрета видят в его реалистичности: Заболотский прекрасно знал натуру своего ученика и испытывал к нему дружественное расположение.
    С полотна на нас пристально смотрит спокойный, благородный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал лица, высокий лоб, строгие карие глаза и щегольские усики. Художник старательно пытается передать выражение глаз. Сам Лермонтов иронизировал над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. Но по своей сути писатель был гражданским человеком. И художник П.Е. Заболотский несколькими деталями убеждает нас в этом: расстегнут мундир, отсутствует головной убор, приветливый и в то же время чуть насмешливый взгляд. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем через потомков А.А. Столыпина в 1925 году был передан в Государственную Третьяковскую галерею.

    Автопортрет Лермонтова


    Портреты М.Ю. ЛермонтоваАвтопортрет Лермонтова, созданный им в 1837 году во время кавказской ссылки (бумага, акварель). Поэт изобразил себя на фоне кавказского пейзажа. На Лермонтове мундир Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка. На автопортрете Лермонтов представил нам собственное впечатление о себе: выражение глаз сочетает в себе затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, но в то же время в чертах лица передана душевная мягкость и доброта.
    На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Автопортрет предназначался любимой женщине – В.А. Лопухиной. Около 80 лет портрет считался утерянным, потом он появился на аукционе в Германии (1934), и лишь в 1962 году был возвращен в Россию.

    Портрет Лермонтова работы А.И. Клюндера


    Портреты М.Ю. ЛермонтоваВ пору расцвета поэтической деятельности Лермонтова четыре портрета поэта создает А.И. Клюндер. Кратко представляем один из них.
    Портрет написан в 1839 году (бумага, акварель). Лермонтов на нем изображен в черном расстегнутом сюртуке лейб-гвардейского Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Большие глаза, полные печали, под тонкими усами – капризно сжатые алые губы. Лицо поражает холодностью и загадочностью.

    Последний прижизненный портрет Лермонтова


    Портреты М.Ю. ЛермонтоваПоследний прижизненный портрет Лермонтова (1841) выполнен К.А. Горбуновым (бумага, акварель). Поэт изображен в сюртуке Тенгинского пехотного полка с красными отворотами и отогнутым воротником, без эполет с золотыми контрпогонами и пуговицами. На шее – завязанный узлом черный платок, через правое плечо – шашка. Художнику удалось передать тонкие очертания губ поэта, подчеркнуть более жесткий (чем на портрете Клюндера) прямой взгляд больших темных глаз. Подчеркнутая бледность губ говорит о холодной отрешенности изображенного на портрете. Создается впечатление, что на лице лежит печать грядущей трагедии.

    Портрет Лермонтова, принадлежащий кисти неизвестного художника


    Портреты М.Ю. ЛермонтоваНередко в презентациях используют еще один портрет Лермонтова, принадлежащий кисти неизвестного художника. Лермонтоведы, как правило, уклоняются от оценок этого изображения, поскольку (исходя из воспоминаний о поэте его современников) данную работу нельзя признать полностью соответствующей истинному внешнему облику Лермонтова: заметно, что, представляя на суд зрителей любимца читателей, автор портрета явно идеализировал черты его лица. Однако несомненным достоинством этой картины является акцент на глазах поэта и четко вырисованных морщинах между бровей, которые выражают затаенную душевную боль.

    Далее мы представляем воспоминания о М.Ю. Лермонтове его современников, которые учитель может выборочно использовать на уроке во время работы с портретами писателя.
    «Он был мал ростом, но стал шире в плечах и плотнее, лицом по-прежнему смугл и нехорош собой; но у него был умный взгляд, хорошо очерченные губы, черные и мягкие волосы, очень красивые и нежные руки...» (А.П. Шан-Гирей).
    «Я почти столкнулся с молоденьким гвардейским гусарским офицером в треугольной, надетой с поля, шляпе, белый перистый султан которой развевался от сквозного ветра Он слегка задел меня длинным капюшоном своей распахнутой и почти распущенной серой офицерской шинели с красным воротником, и, засмеявшись сказал, вскинув на меня свои довольно красивые, живые, черные как смоль глаза, принадлежавшие однако лицу бледному, несколько скуластому, как у татар, с крохотными тоненькими усиками и с коротким носом, чуть-чуть приподнятым, именно таким, какой французы называют nez à la cousine взгляд его мне показался каким-то тяжелым, сосредоточенным». (В.П. Бурнашев. М.Ю. Лермонтов в рассказах его гвардейских однокашников).
    «... с 30 года он почти не переменился возмужал немного, но не вырос и не похорошел, и почти всё такой же был неловкий и неуклюжий, но глаза его смотрели с большой уверенностью; нельзя было не смутиться, когда он устремлял их с какой-то неподвижностью». (Е.А. Сушкова. Записки).
    «Он был одет в гусарскую форму Я видел перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными, но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо с душевной теплотой». (М.Е. Меликов. Заметки и воспоминания художника-живописца).
    «...Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал, симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны...» (М.Е. Меликов).
    «Наружность Лермонтова была очень замечательна: он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго. Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом». (И.И. Панаев. Литературные воспоминания).
    «На Лермонтове был мундир лейб-гвардии гусарского полка; он не снял ни сабли, ни перчаток — и, сгорбившись и насупившись, угрюмо посматривал на графиню Э.К. Мусину-Пушкину. В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших, и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски-нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, широких плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова: «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» и т. д. — действительно, применялись к нему». (И.С. Тургенев. Литературные и житейские воспоминания).
    «Голова его была несоразмерно велика с туловищем; лоб его показался для меня замечательным своею величиною; смуглый цвет лица и черные глаза, черные волосы, широкое скулистое лицо напомнили мне что-то общее с фамилией Ганнибалов, которые известно, что происходят от арапа Хотя вдохновение и не кладет тавра на челе, в котором гнездится, и мы часто при встрече с великими талантами слышим, как повторяют, что наружность такого-то великого писателя не соответствует тому, что мы от него ожидали (и со мною это случалось), но все, кажется, есть в лице некоторые черты, в которых проявляется гениальность человека. Так и у Лермонтова страсти пылкие отражались в больших, широко расставленных черных глазах, под широким нависшим лбом и в остальных крупных (не знаю, как иначе выразить противоположность «тонких») очерках его лица». (А.Н. Вульф. Дневники. Запись от 21 марта 1842 года).
    «Серьезная мысль была главной чертой его благородного лица, как и всех значительнейших его творений, к которым его легкие, шутливые произведения относятся, как его насмешливый, тонко очерченный рот к его большим, полным думы глазам». (Ф. Боденштедт).
    «Я хорошо помню Лермонтова и как сейчас вижу его перед собою, то в красной канаусовой рубашке, то в офицерском сюртуке без эполет, с откинутым назад воротником и переброшенною через плечо черкесской шашкой, как обыкновенно рисуют его на портретах. Он был среднего роста, с смуглым или загорелым лицом и большими карими глазами Когда он оставался один или с людьми, которых любил, он становился задумчив, и тогда лицо его принимало необыкновенно выразительное, серьезное и даже грустное выражение». (К.Х. Мамацев).
    «Замечательно, как глаза и их выражение могут изобличать гениальные способности в человеке. Я, например, испытал на себе это влияние при следующем случае. Войдя в многолюдную гостиную дома, принимавшего всегда только одно самое высшее общество, я с некоторым удивлением заметил среди гостей какого-то небольшого роста пехотного армейского офицера, в весьма нещегольской армейской форме с красным воротником без всякого шитья я пристально посмотрел на него и так был поражен ясным и умным его взглядом, что с большим любопытством спросил об имени незнакомца. Оказалось, что этот скромный армейский офицер был никто иной, как поэт Лермонтов». (А.В. Мещерский).
    «Он был среднего роста, с некрасивыми, но невольно поражавшими каждого, симпатичными чертами, с широким лицом, широкоплечий, с широкими скулами, вообще с широкой костью всего остова, немного сутуловат, словом — то, что называется «сбитый человек». Такие люди бывают одарены более или менее почтенною физическою силой». (П.И. Магденко).
    «Должно, однако, заметить, что все портреты Лермонтова … мало похожи один на другой и передают лишь общий характер черт лица поэта; объясняется это или подвижностью его физиономии, или тем обстоятельством, что большая часть их исполнена любителями или мастерами не первой величины. Самый сходный, по отзыву современников, принадлежит кисти Клюндера». (Русские портреты XVIII и XIX столетий).
    «... на Кавказе они себе позволяли отступления от формы, и Михаил Юрьевич ходил там охотно в расстегнутом сюртуке без эполет и с отогнутым воротником. Он имел короткую шею, и стоячий воротник был ему неприятен. В этом отношении портрет Горбунова, прилагавшийся к прежним изданиям, где поэт в сюртуке без эполет и с отогнутым воротником, да с шашкой через плечо, очень характерный...» (А.А. Краевский).все для dle
    Просмотров: 5 536
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.