УРОК 53
Тема. Роль пейзажных и портретных описаний в передаче внутреннего состояния героя. Т.Л. Понятие о пейзаже.
Цель: выяснить, с помощью каких приемов автор передает свое отношение к герою; объяснить роль пейзажных и портретных зарисовок в передаче внутреннего состояния героя, дать понятие о пейзаже и его роли в данном рассказе.
Оборудование: учебник, портрет Джека Лондона, живопись: Р. Кент. Серия картин, посвящённых Аляске.
Тип урока: комбинированный; вид урока – урок-практикум.
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний
Слово учителя.Мы прочитали рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», познакомились с главными героями, переживали вместе с ними самые тяжелые их моменты жизни. К рассказу Джека Лондона в качестве иллюстраций подошли картины Р. Кента, посвященные Аляске. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Какова роль пейзажа в рассказе?»
ІІ. Работа над темой урока
1. Художники-пейзажисты (дают определение пейзажу, одновременно представляют картины Р. Кента, то есть описывают их).
Пейзаж – изображение картины природы в художественном произведении. Он указывает на время и место описываемых событий, помогает понять настроение автора и героев произведения.
2. Работа в группах. (Класс делится на три группы, каждая получает одинаковое задание):- Найти и выписать из текста 2 – 3 пейзажные зарисовки и определить их роль в тексте:
а) В какой момент дается описание природы?
б) Связано ли оно с состоянием героя и как?
- Какое прилагательное чаще всего встречается в данной пейзажной зарисовке и почему?
- Как вы понимаете слова: «Он больше не боролся за жизнь, как борются люди. Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед». (Каждая группа после обсуждения задания в общем круге защищает свой ответ по принципу «займи позицию»).
3. Портретисты. Дают определение, что такое «портрет» и какова его роль в художественном произведении.
Портрет – это описание внешности литературного героя. С его помощью автор передает настроение и особенности характера героя. В портрете проявляется отношение автора к своему герою.
(Ребята приводят примеры использования элементов портретных характеристик автором).4. Работа в группах. (Три группы, у всех одинаковое задание).
- Какие приемы использует автор, чтобы передать свое отношение к героям и происходящим событиям?
- Встречаем ли мы в рассказе подробное описание внешности героя и какую роль оно выполняет?
- На что в портрете золотоискателя писатель обращает внимание чаще всего?
- Что можно сказать о внутреннем состоянии человека, в глазах которого появилась тоска, словно у раненого оленя?
- Что вы можете сказать о внешнем виде героя, почему автор так подробно описывает его одежду?
- Сравните описание внешности героя в начале рассказа и в конце рассказа. Что изменилось? (Каждая группа после обсуждения задания в общем круге защищает свой ответ по принципу «займи позицию»).
5. Слово учителя. Мы прочли и проанализировали рассказ «Любовь к жизни». Давайте определим его тему, а для этого попробуем ответить на вопросы:
- Почему автор именно так озаглавил свой рассказ?
- Какой заголовок ты можешь предложить?
Задание: а) выбери в режиме теста вариант главной темы рассказа:
- предательство товарища;
- борьба человека за жизнь;
- любовь к жизни помогла человеку выжить в жестоких условиях жизни и выйти победителем.
б) объясни свой выбор по принципу «займи позицию».
ІІІ. Итог урока
«Микрофон»:
- Всегда ли человек -жертва обстоятельств?
- Человек бессилен перед силами природы?
- Можно ли сказать, что внутренние силы человека неисчерпаемы?
IV. Домашнее задание
- Выбрать понравившийся отрывок, приготовить его художественный пересказ.
- Определить, какие художественные средства использовал автор при описании портрета героя и природы, привести примеры.
- Нарисовать иллюстрации к рассказу.
- Задание художникам: нарисовать пейзаж Аляски.
все для dle