УРОК 51
Тема. Дж. Лондон. Краткие сведения об авторе. Изображение воли к жизни, самообладания, мужества в минуты смертельной опасности в рассказе «Любовь к жизни». Т.Л. Развитие понятия «композиция художественного произведения».
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Джека Лондона, героями рассказа «Любовь к жизни», показать мужество героев в столкновении с суровой природой, помочь понять, при каких обстоятельствах человек всегда остается человеком.
Оборудование: учебник; портрет Джека Лондона; живопись: Р. Кент. Серия картин, посвящённых Аляске; физическая карта мира.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Насколько человек побеждает страх, настолько он человек.
Томас Карлейль
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний
Слово учителя.Мы сейчас совершим маленькое путешествие по странам и континентам. Географы нам покажут Америку, США, Аляску, расскажут об их географическом положении, природных условиях. Почему нас заинтересовал этот материал? Именно потому, что мы сегодня познакомимся с писателем, который родился в Америке, но не просто в Америке, а в США, в городе Сан-Франциско и прошел суровую школу жизни на Аляске.
Рассказ географов.
ІІ. Работа над темой урока
1. Исследователи жизни и творчества Джека Лондона (рассказ по плану с презентацией).План
- Семья, голод и бедность – постоянные спутники детства будущего писателя.
- В надежде работой поддержать родителей.
- Трудолюбие, упорство, умение постоять за себя.
- Морские приключения Джека Лондона.
- Роль книги в его жизни.
- Заставил себя сесть за парту и получить образование.
- Студент университета и золотоискатель.
- Джек Лондон нашел главный клад – темы и сюжеты своих будущих произведений.
- Первооткрыватель для читателей американского Севера.
2. Литературоведы. Работа со словарем и объяснение значение слов астролог, устрицы, пиратский промысел, морские котики, Клондайк, «золотая лихорадка», золотоискатели.
3. Слово учителя. Появившиеся в печати рассказы поразили читателей своей новизной, необычными ситуациями, в которых герои проходили проверку на мужество, честь, бесстрашие.
- Где происходит действие? Каковы там условия жизни людей? Нам об этом расскажут энциклопедисты.
4. Энциклопедисты. Действие рассказа происходит в Северо-Западной Канаде, в тундре, об условиях жизни проживавших в то время там людей расскажет нам «Энциклопедия для детей»:
«Зима в тундре долгая: шесть – восемь месяцев и более. Лето короткое, с неустойчивой погодой. Заморозки возможны даже в июле. Первое, что бросается нам в глаза в тундре, – отсутствие привычных нам деревьев. От горизонта до горизонта расстилаются бескрайние равнины, окрашенные летом в тусклые зеленоватые тона. Вторая особенность – избыток воды. Вода хлюпает под ногами, блестит в лужах, ручьях и озерах, ведь в холодном климате она почти не испаряется, а вниз ей просачиваться не дает вечная мерзлота. Растения здесь предпочитают жаться к земле, прятаться друг за другом, спасаясь от студеного ветра. Даже деревья – карликовые березы – почти не возвышаются над травой. Однолетних растений нет – для них лето слишком коротко».
Вот в каких условиях оказались герои рассказа Джека Лондона « Любовь к жизни».
5. Выразительное чтение подготовленной группой учащихся рассказа «Любовь к жизни» (до эпизода «Встреча с волком»). Обращение к иллюстрациям к рассказу.
6. Теоретики. Дают определение понятию «композиция художественного произведения».
7. Беседа с учащимися.- Что мы узнали о героях в начале рассказа?
- В каком положении они находились? Найдите в тексте слова, свидетельствующие об их угнетенном состоянии.
- Почему Билл, услышав крик своего товарища, даже не оглянулся?
- Какие чувства испытывает человек, брошенный Биллом? Что испугало его больше всего?
- Во что спутник Билла долго не мог поверить и почему?
- Можно ли эту ситуацию назвать экстремальной?
ІІІ. Рефлексия
- Сегодня я для себя сделал открытие…
- Этот рассказ отличается от ранее изученных тем, что…
IV. Домашнее задание
- Дочитать рассказ.
- Ответить на вопрос: «Почему Билл бросил товарища, попавшего в беду?»
- Индивидуальное задание литературоведам.
- Подготовка группы учащихся к выразительному чтению или художественному пересказу отрывков из рассказа.
все для dle