Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Уроки 49-50. Ж. Верн. Дети капитана Гранта


    Уроки 49-50. Ж. Верн. Дети капитана Гранта

    Рейтинг:

    УРОКИ 49-50


    Уроки 49-50. Ж. Верн. Дети капитана Гранта


    Тема. Ж. Верн. Краткие сведения об авторе. «Дети капитана Гранта» Романтика морских путешествий. Противостояние мужества и отваги злу и предательству. Разнообразие природного мира.
    Цель: дать представление о творчестве французского писателя Ж. Верна, одного из основателей научно-фантастической литературы; рассмотреть особенности географического, приключенческого романа на примере произведения «Дети капитана Гранта»; развивать логическое мышление учащихся, навыки вдумчивого чтения, умения работать с дополнительными материалами; воспитывать в учащихся уважение к писательскому труду, читательскую культуру.
    Оборудование: портрет Ж. Верна; текст романа; карта мира.
    Тип уроков: уроки изучения нового материала; вид уроков – уроки внеклассного чтения.

    ХОД УРОКА


    І. Подготовка к восприятию нового материала


    Рассказывают, что однажды Ж.Верн явился в приемную министра иностранных дел, где секретарь, сама любезность, сказал ему: «Садитесь, пожалуйста, мсье Верн. После стольких путешествий вы, наверное, очень устали…» Поклонники таланта писателя действительно не сомневались в том, что он описывает настоящие путешествия, что его герои летают на воздушных шарах и покоряют морские глубины. Для большинства читателей романист оставался загадочной личностью.

    ІІ. Восприятие новых знаний


    1. Замысел серии романов.
    Ученик. Отец писателя видел в своем сыне будущего преуспевающего юриста, но в 1862 году Жюль Верн оставляет службу и посвящает себя литературе: «Я напал на счастливую мысль: пишу роман в совершенно новом роде, нечто очень своеобразное. Мне кажется, я нашел свою золотую жилу».
    Ученик. Речь шла о романе «Пять недель на воздушном шаре», опубликованном в «Журнале воспитания и развлечения». Издатель Этцель заключил с писателем обоюдовыгодный договор: Жюль Верн должен был передавать издателю по два новых романа в год или один двухтомный.
    – Мы откроем вашим вторым романом «Журнал воспитания и развлечения». Пусть юные читатели завоюют Северный полюс сначала на его страницах. Теперь, дорогой мсье Верн, вы будете писать книгу за книгой, роман за романом. Длинная серия ваших книг… да, именно серия… надо придумать для нее какое-нибудь общее название. Как мы озаглавим ее? – Мы назовем ее, – ответил Ж.Верн после минутного размышления, – мы назовем ее… «Необыкновенные путешествия».
    Ученик. Этот замысел поднял Ж.Верна на Парнас. Грандиозную цель эпопеи Этцель сформулировал со слов писателя в предисловии к первому изданию «Путешествия капитана Гаттераса» – «резюмировать все географические, геологические, астрономические, физические знания, накопленные современной наукой, и в живописной, занимательной форме создать универсальную картину мира». В художественной литературе ничего подобного не было.
    2. Понятие научно-фантастическая литература.
    3. Замысел романа «Дети капитана Гранта».
    Учитель. Герои Жюля Верна путешествовали в космосе и спускались на дно океана. Действие нового романа «Дети капитана Гранта» должно было развиваться, как задумал писатель, «исключительно по законам внутренней логики, без каких-либо внешних пружин, вроде небывалого полета над Африкой или выстрела в ночное светило.
    – А как вы построите сюжет? Что будет служить стимулом для такого трудного предприятия?
    – Дети отправляются на поиски без вести пропавшего отца. Вот исходная предпосылка. Вы спросите, кто их отец? Шотландский патриот, не желающий примириться с тем, что Англия поработила Шотландию. По мнению Гранта, интересы его родины не совпадали с интересами англосаксов, и он решил основать вольную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Мечтал ли он, что эта колония когда-нибудь добьется государственной независимости, как это случилось с Соединенными Штатами? Той независимости, которую неизбежно, рано или поздно, завоюют Индия или Австралия? Конечно, он мог так думать. И легко допустить, что английское правительство чинило капитану Гранту препятствия. Тем не менее, он подобрал команду и отплыл исследовать крупные острова Тихого океана, чтобы найти подходящее место для поселения. Такова экспозиция. Затем лорд Гленарван, единомышленник капитана Гранта, случайно находит документ, объясняющий его исчезновение.
    – И таким образом, – подхватил Этцель, – ваше кругосветное путешествие мотивируется свободолюбивыми стремлениями героев? Прекрасно. Это вызывает сочувствие. А дальше?
    – А дальше испорченный документ поведет по ложному следу».
    Таким образом, географическая загадка является основой сюжета знаменитого географического романа, в котором маршрут путешествия героев научно обоснован и опирается на реально существующие точки. Но неизменным элементом произведения остается фантастика.
    4. Беседа.
    • О каком событии идет речь в главе «Рыба-молот»?
    • Озвучьте текст документа, найденного в бутылке. Какое решение принимает лорд Гленарван? Смог ли он убедить адмиралтейство прийти на помощь потерпевшим крушение?
    • Какое решение семьи Гленарван вызвало восторг не только Мери и Роберта Грантов, но и слуг лорда?

    5. Определите героя по описанию:
    1. «Он был высокого роста, черты лица его были несколько суровы, ноглаза были необыкновенно добрыми… Он слыл человеком беззаветно храбрым, деятельным, великодушным, истинным Фергюсом ХІХ» (Лорд Гленарван).
    2. «…Была двадцатидвухлетней блондинкой с глазами голубыми, как воды шотландских озер в прекрасное весеннее утро» (Элен Гленарван).
    3. «Ее хорошенькое, немного усталое личико, глаза, уже, видимо, пролившие немало слез, скромный, но исполненный достоинства облик, бедная, но опрятная одежда – все располагало в ее пользу» (Мери Грант).
    4. «Это был человек лет пятидесяти с правильными чертами спокойного лица, с прекрасным характером: скромный, молчаливый, мирный и добродушный…Единственная его слабость заключалась в том, что он был шотландцем с головы до ног, истинным сыном каледонии, и упорно придерживался всех старинных обычаев своей родины» (Майор Мак-Наббс).
    5. «Он напоминал длинный гвоздь с большой шляпкой. Голова у него была круглая и большая, лоб высокий, нос длинный, рот большой, подбородок острый…» (Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества).

    • Что объединило всех этих людей? Согласны ли вы с Жюлем Верном, что на «Дункане» стало одним хорошим человеком больше?
    • «Следуйте за мной в этой прогулке по Американскому материку», – сказал Паганель. Можно ли было переход Южной Америки по 37 параллели назвать прогулкой?

    6. Прокомментируйте ситуации по ключевым словам.
    – Анды, капатас.
    – Хижина, лавина гуанако.
    – Землетрясение, Роберт.
    – Кондор, Талькав.
    – Красные волки, Таука.
    – Форт «Независимый», итальянец и француз.
    – Наводнение, птичья жизнь.
    • Что движет действиями участников экспедиции? Почувствовали ли они разочарование, не найдя капитана Гранта на американском континенте?
    • Кто находит 2-й вариант прочтения документа? Какова роль Паганеля в развитии действия романа?

    Учитель. «Потом появится ученый-всезнайка. На сей раз это будет француз. Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества, почетный член чуть ли не всех географических обществ мира. Из-за его анекдотической рассеянности сюжетные хитросплетения будут еще больше осложняться. Но, как вы понимаете, Паганель нужен мне не только для оживления действия. Этот человек – ходячая энциклопедия. Он знает все и еще немножко. В кладовых его памяти уйма фактов…
    – …которые он будет выкладывать при каждом удобном случае, -- не удержался Этцель.
    – К этому я и клоню. Но наука не должна отрываться от действия. Роман будет полон захватывающих приключений, и вместе с тем он будет географическим. Своего рода занимательной географией…». В романе на замечание Гленарвана, что Паганель говорит так, как будто читает книгу, ученый ответил: «Я и есть книга, и вы свободно можете перелистывать ее, сколько вам заблагорассудится».
    Индивидуальное домашнее задание с использованием слайдов. Подтвердите правильность этих слов примерами из текста.
    Учитель. На пути в Австралию географ сообщает своим спутникам, что с 1606 по 1862 год исследованием центральных областей и берегов континента занималось более пятидесяти экспедиций. Майор Мак-Наббс выражает сомнение. «Так я докажу вам!» -- воскликнул географ, неизменно приходивший в возбуждение, когда ему противоречили». Заключено знаменитое пари: ставка – карабин «Пурдей, Моор и Диксон» против подзорной трубы фирмы «Секретана». Паганель начинает лекцию об истории исследований Австралии. Он доказывает свою правоту, назвав более семидесяти путешественников. Интерес слушателей Паганеля, а вместес ними и читателей, возрастает все больше по мере того, как перечень исследователей приближается к условленному числу.
    • Насколько вам интересно читать отступления на научные или исторические темы в романе Ж. Верна? В чем секрет мастерства писателя увлекать читателей такими, казалось бы, сухими фактами?
    • Индивидуальное домашнее задание с использованием слайдов. С какими именами выдающихся мореплавателей и путешественников вы знакомы из других источников?

    7. Прокомментируйте ситуации.
    1. «– Был ирландцем, а теперь я австралиец» (Пэдди О’Мур, хозяин фермы).
    2. «Я один из потерпевших крушение на «Британии» (Айртон).
    3. «Люди, подстроившие крушение, давно знакомы с этой игрушкой» (Офицер).
    4. «Хочу вырвать моих братьев из нищеты и невежества: хочу, чтобы они познали Бога и возлюбили его. Я буду миссионером!» (Мальчик Толине).
    5. «Да, капитан, все эти племена внутренней Австралии похожи друг на друга. Только здесь вы видите только кучку этих бедняг, а по берегам дарлинга живут многолюдные племена, подчиняющиеся вождям, которые держат их в страхе» (Айртон).
    6. «Со мной то, что я остался без лошади, милый друг» (Паганель).
    7. «Так, значит, этот негодяй вовсе не матрос с «Британии»? (Гленарван об Айртоне).
    8. «Приказываю Тому Остину немедленно выйти в море и вести «Дункан», придерживаясь тридцать седьмой параллели, к восточному побережью Австралии» (Гленарван).
    9. «Может быть, «Дункан» еще не вышел из Мельбурна? Вдруг мы прибыли раньше него?» (Гленарван).

    8. Беседа.
    • «В Австралии металлы не ржавеют на воздухе, то же самое происходит и с людьми», -- говорит Паганель. Подтвердились ли слова ученого во время перехода через Австралию?
    • Согласны ли вы с финальными словами ІІ части романа: «Лорд Гленарван потерпел поражение, и этого отважного человека, которого недавно в пампах не заставили отступить все стихии, здесь, в Австралии, победила человеческая низость»?
    • Зависит ли в произведении Жюля Верна предательство, жестокость от этнической принадлежности?

    Учитель. «Среди персонажей «Необыкновенных путешествий» мы находим представителей всех человеческих рас, подавляющего большинства наций, десятков национальностей, народностей и племен. Галерея образов Жюля Верна, включающая несколько тысяч персонажей – население целого города! – удивительно богата по этническому составу. В этом отношении с Жюлем Верном не может сравниться никакой другой писатель. Его неприязнь к расовым предрассудкам видна даже в самом выборе положительных персонажей, представляющих, наряду с европейцами и американцами, народы колониальных и зависимых стран», -- писал исследователь творчества французского писателя Е. П .Брандис. Вспомните хотя бы южноамериканского индейца Талькава, этого «сына пустыни», который отказался принять плату за свой труд проводника и стал настоящим другом европейцев. Гленарван вынул «из своего бумажника драгоценный медальон с прекрасным портретом кисти Лоуренса и подал его индейцу»; Паганель подарил «самое ценное, что у него было» -- карту Южной Америки и обоих океанов.
    9. Индивидуальное задание. Отношение Ж. Верна к колониальным народам.
    Ученик. Устами Паганеля еще в начале путешествия, в Арауко, писатель говорит о могуче: «Настоящие спартанцы!» .С негодованием автор рассказывает о резервациях (Территория для черных»), где «австралийской расе оставили на далеких равнинах и в непроходимых лесах несколько определенных мест, где ей предстояло постепенное вымирание». С горечью пишет Ж. Верн о целых племенах, которые «исчезали с лица земли». Знаменателен спор между Мак-Наббсом, назвавшим туземцев «нечто средним между человеком и орангутангом», и леди Элен, которая считала, что «и у этих находящихся на низшей стадии развития существ есть человеческая душа».
    Ученик. Рассказывая о племенах, живущих в Новой Зеландии, писатель делает вывод, что «часто жестокость новозеландцев была лишь местью». Паганель, не скрывая правды перед своими друзьями, утверждает: «Это вовсе не жалкие дикари. Новозеландцы объединены в грозные племена, борющиеся против английского владычества».
    10. Беседа.
    • Как путешественники с «Дункана» попали в плен к маори?
    • Почему Каи-Куму не приказал убить Гленарвана и его друзей после пленения?
    • Как встретили европейцев туземцы в своем селении? Чем маори были опечалены?
    • Какое впечатление произвел на вас вождь маори?
    • Какими писатель показал главных героев в последние часы ожидания наказания?
    • Расскажите, как спаслись беглецы от верной смерти на священной горе Маунгахауми.
    • Зачем, по-вашему, потребовалось Ж. Верну «отправить» Дункан от восточного берега Австралии к Новой Зеландии? Был ли третий вариант прочтения таинственной записки?
    • Каким вы представили себе Гарри Гранта? Можно ли капитана и двух его матросов Боба и Джо назвать «робинзонами»?


    Уроки 49-50. Ж. Верн. Дети капитана Гранта


    ІІІ. Подведение итогов урока


    • Когда храбрецы-путешественники узнали, что же действительно писал капитан Гарри Грант?
    • Можно ли утверждать, что роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта» -- это разгадывание таинственной загадки?
    • Смогли ли путешественники воплотить в жизнь девиз, провозглашенный Паганелем в самом начале путешествия Американским континентом: «Идти, творя добро…»?
    • Назовите признаки приключенческого и географического романа, которые воплощены писателем в прочитанном нами произведении.
    • Какие страницы романа произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему?

    все для dle
    Просмотров: 1 729
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.