Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 48. Характеристика образа Робинзона Крузо


    Урок 48. Характеристика образа Робинзона Крузо

    Рейтинг:

    УРОК 48


    Урок 48. Характеристика образа Робинзона Крузо


    Тема. «Духовные повороты» главного героя романа Д. Дефо. Характеристика образа Робинзона Крузо.
    Цель: раскрыть образ Робинзона Крузо, учить шестиклассников составлять цитатный план характеристики литературного персонажа; развивать умение выбирать из текста главное, аргументировать выводы примерами из текста; воспитывать у школьников силу воли, настойчивость.
    Оборудование: тексты романа «Робинзон Крузо».
    Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; вид урока – урок углубленной работы над текстом.

    ХОД УРОКА


    І. Подготовка к восприятию нового материала


    Слово учителя.
    В отеле «Ландогер Трау» состоялась встреча Дефо с Александром Селькирком. Результатом этой встречи и стал роман, принесший славу английскому писателю. Чем занимался Селькирк на острове? Естественно, прилагал все силы, чтобы сохранить жизнь.
    «Сначала, - рассказывал о Селькирке Роджерс, - он почти ничего не ел, отчасти из-за отчаяния, охватившего его, а отчасти из-за отсутствия хлеба и соли. И спать он не ложился до тех пор, пока его сам собой не сваливал сон. Перечное дерево, отличающееся сухостью, служило ему и дровами, и освещением, и благодаря острому вкусу освежающим средством. У него могло быть сколько угодно рыбы, но без соли он не всякую рыбу ел. Есть можно было только раков, больших, как омары, и очень вкусных. Он их иногда варил, иногда запекал. Кроме того, жарил козлятину, из которой делал и очень хороший бульон, потому что тамошние козы не были такими вонючими, как наши. Он подсчитал, что примерно убил около пятисот штук этих коз, столько же поймал и, сделав им на ухе отметину, отпустил. Когда у него кончился порох, он догонял коз просто благодаря быстроте своих ног. Такой образ жизни и непрерывные упражнения вывели его из плохого расположения духа. Мы могли видеть, как он бегал по лесу, по скалам, по холмам, когда он ловил коз для нашего употребления. У нас была с собой собака, бульдог, и мы её пустили вместе с нашими лучшими бегунами вдогонку за козами, чтобы помочь Селькирку. Однако он обогнал и собаку, и людей, он просто загонял их и, поймав козу, принес её нам на плечах».
    Помимо предметов первой необходимости, ему на острове оставили, должно быть, по его просьбе, не только Библию, но и другие еще книги. Но Селькирк как-то не рассказывал ни Роджерсу, ни Стилю, чтобы он открывал их.
    «Слушать его было любопытно до крайности, - сообщил Стиль, - ибо, как человек со смыслом, давал он отчет о различных состояниях духа, испытанных им за время столь долгого одиночества».
    Однако, как утверждают литературоведы, «при всей своей литературной опытности Стиль не описал ни одного из таких духовных «поворотов».
    • Как вы понимаете смысл словосочетания «духовный поворот»?


    ІІ. Актуализация опорных знаний


    Составление сюжетной цепочки истории жизни Робинзона Крузо.

    ІІІ. Восприятие нового материала


    1. Словесное рисование.
    • Каким вы представляете Робинзона Крузо? Обратившись к тексту, нарисуйте его.

    2. Работа в группах. Составление цитатной характеристики образа Робинзона. Комментарий результатов работы.
    3.
    Основные этапы жизни
    (повороты судьбы)
    Как изменяется Робинзон Крузо
    1. 18 лета) «Мечтал о морских путешествиях»; «Все мои помыслы подчинены желанию повидать далёкие края»
    б) «Я, как некогда блудный сын, решил вернуться в родительский дом с покаянием»
    Почему, познав первые тяготы жизни, не вернулся домой?
    2. Пленник в Сале2. «Это поразительный поворот судьбы, превративший меня из купца в жалкого раба»
    Благодаря каким качествам характера Робинзону удалось убежать из плена?
    3. Робинзон в Бразилии3. «Меня одолевало жгучее желание обогатиться скорее»
    Как Робинзон оценил годы, прожитые до рокового 30 сентября 1659 года?
    «Я действовал, как неразумное животное, руководствуясь природным инстинктом, внимая лишь повелениям здравого смысла, хотя, пожалуй, вряд ли это можно назвать здравым смыслом»
    «Я находился в некоем нравственном отупении: стремление к добру и сознание зла были мне равно чужды»
    До того, как я попал на необитаемый остров, во мне не было ничего хорошего
    4. Остров Отчаяния4. а) «Моё положение представлялось мне в самом мрачном свете»;
    б) «Во всяком зле можно найти добро»;
    в) «Рассудок мой начинал мало-помалу брать верх над отчаянием».
    «Радость моя была той обычной радостью, которую испытывает каждый моряк, выбравшись невредимым на берег после кораблекрушения»
    «Я успокоился, начал работать для удовлетворения своих насущных потребностей и для сохранения своей жизни»
    • Определите основную цель жизни Робинзона на всех рассмотренных нами этапах жизни героя?
    • Можно ли эти повороты судьбы назвать духовными изменениями героя?
    • Существенно ли отличается он от Селькирка?
    • Можно ли утверждать, что, попав на остров, Робинзон получил урок судьбы?

    5. Болезнь5. а) «Совесть, так долго спавшая во мне, пробудилась».
    б) «В порыве отчаяния я ломал руки и плакал, как дитя».
    в) «На первом плане стояли религиозные обязанности и чтение Священного писания».
    г) «Мирские блага ценны для нас лишь в той степени, в какой они способны удовлетворить наши потребности…».
    д) «Чтобы сделать эту жизнь вполне счастливой, мне надо было только постоянно помнить, как добр и милостив Господь, пекущийся обо мне».
    6. Общение с Пятницей6. а) «Оно (чтение Библии) преобразовало мою нравственную жизнь, подчинив ее заповедям божьим».
    б) «Что касается разных тонкостей в истолковании того или иного библейского текста – тех богословских комментариев, из-за которых возгорелось столько споров и вражды, - то нас они не занимали».


    Учитель. Почему так много места в романе занимает рассказ о чтении Библии?
    (Раньше, во время болезни, герой Дефо обращался к Библии в моменты сильных душевных переживаний, теперь же он начинает читать, наслаждаясь процессом и вдумываясь в каждое слово. Меняется мировоззрение Робинзона: «Я любил это чтение и толковал его Пятнице согласно своему пониманию, и он возбуждал мой ум вопросами, которые заставляли меня глубже, чем прежде, вдумываться в характер и смысл учения»).
    4. Работа с иллюстрацией Т.Г. Шевченко «Робинзон Крузо» (1856 г.)
    • Чем занят Крузо на иллюстрации поэта и художника Т.Г. Шевченко? О чем это свидетельствует?

    5. Составление схемы-характеристики.
    • Каким хотел видеть и каким создал Д. Дефо своего героя?
    • Какие черты характера даны ему с рождения, а какие появились вследствие влияния общества?


    Урок 48. Характеристика образа Робинзона Крузо


    IV. Подведение итогов урока


    Учитель. Убежав из дома ради своей мечты, Робинзон вернулся в Англию через тридцать пять лет торговцем, имеющим огромный опыт стойкости. Сын купца, брат офицера, моряк из Йорка, оказавшись на Острове Отчаяния, добился всего своим трудом.
    Выпустив «Робинзона», издатель увеличил своё дело вдвое. Это был настоящий успех книги. «Робинзон» по стоимости равнялся полному мужскому костюму или составлял треть хорошей лошади.
    Что для вас в этой книге было самым интересным и важным?

    V. Домашнее задание


    1. Читать роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта».
    2. Индивидуальное задание: 1) Замысел серии романов; 2) подготовить слайды и отрывки из текста, иллюстрирующие рассказы Паганеля об особенностях природы Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии (на выбор); 3) подготовить рассказ о 2-3 мореплавателях, путешественниках, имена которых встречаются в романе (на выбор); 4) отношение к колониальным народам.
    все для dle
    Просмотров: 15 423
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.