Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Уроки 44-45. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации


    Уроки 44-45. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации

    Рейтинг:

    УРОКИ 44-45


    Уроки 44-45. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации


    Тема. Утверждение в произведении веры в силу человеческого раз ума, способности выстоять в любых обстоятельствах, гармоничного существование человека и природы. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации.
    Цель: учить определять ключевые эпизоды для характеристики персонажа, обосновывать, что разум и труд – главные движущие силы в развитии человечества; выделить основные признаки приключенческого романа; развивать у учеников навыки пересказа, логическое мышление, связную речь; воспитывать в детях трудолюбие, веру в человека, её разум; рассмотреть понятие «приключенческий роман».
    Оборудование: карта-схема острова Робинзона Крузо (продолжение с предыдущего урока), хронолог
    Тип урока: урок изучения нового материала; вид урока – урок углубленной работы над текстом.
    Я царь и хозяин этой земли…
    Д. Дефо

    ХОД УРОКА


    І. Актуализация опорных знаний


    1. Блиц-опрос:
    • Как Робинзон назвал необитаемый остров, на котором очутился не по своей воле?
    • Где проводит первую ночь?
    • Зачем поставил столб с перекладиной?
    • Драгоценная находка с корабля?
    • «Негодный мусор», то, за чем «не стоило бы нагибаться, чтобы поднять?
    • Событие, от которого у Робинзона «замерло сердце»?
    • О ком речь:
      а) он доверчиво глядел на меня;
      б) их он перевёз на плоту;
      в) она «сама спрыгнула в воду».
    • Что для Робинзона было «истинным удовольствием»?


    ІІ. Изучение нового материала


    1. Слово учителя.
    Итак, Дефо взялся за хорошо известный факт, увеличил срок пребывания своего героя на острове в семь раз, а саму историю против прежних сочинений об Александре Селькирке – на сотню страниц. Но в этом ли суть? Он рассказал о том, чего не могли рассказать ни Роджерс, ни сам Селькирк, ни опытный журналист, Ричард Стиль, который писал о моряке. Автор «Робинзона Крузо» изложил историю того, КАК пережил одиночество «моряк из Йорка».
    2. Комментарий работы творческой группы.
    Представление хронологической таблицы
    І года пребывания Робинзона на острове
    1. 30 сентября 1659 года1. Робинзон выброшен на остров Отчаяния
    2. 13 дней подряд2. 11 раз побывал на корабле, поставил столб-календарь
    3. 26-30 октября3. Переселение в новое жилище, обустройство пещеры
    4. 4 ноября4. Создание распорядка дня
    5. 18 ноября5. Нашёл железное дерево, за неделю смастерил лопату
    6. 3 января – 14 апреля6. Строительство ограждения, первые ростки риса и ячменя
    16 апреля – землетрясение
    7. Май – середина июня7. Работал на корабле, выброшенном на мель. Удил рыбу, нашел черепаху
    8. 19 июня – 3 июля8. Болезнь
    9. 15 – 18 июля9. «Путешествие» плодоносной долиной острова, «дача» в её благодатной части
    10. 30 сентября10. Строгий пост и молитва, посвященные годовщине пребывания на острове


    3. Анализ художественного произведения.
    Беседа. Продолжение работы по составлению карты-схемы «Остров Робинзона Крузо».
    Вернёмся к жилищу Робинзона. Как он его обустроил? Почему для него это было так важно?
    4. Индивидуальное задание. Распорядок дня.
    Учитель. Легко ли было герою пройти путь от первых десяти-двадцати стеблей риса и ячменя до того, чтобы выпечь свой хлеб?
    5. Выразительное чтение учениками отрывка: «Это было незадолго…но это было уже потом».
    6. Индивидуальное задание. Этапы выпекания хлеба. Пересказ, близкий к тексту. Примерный план: 1. Изготовление деревянной лопаты. 2. Боронование земли. 3. Защита урожая. 4. Ступка и пест для перемалывания зерна.5. Сито, решето для очистки муки. 6. Глиняные блюда для выпекания хлеба.
    • Почему так детально герой рассказывает о хлебе? Согласны ли вы с Робинзоном, что иметь хлеб для него – это неоценимая награда и наслаждение?

    Учитель. Подобных эпизодов в романе много. Например, рассказывая о том, как он собирает точило, Робинзон делает вывод, что « ни один государственный муж, ломая голову над важным политическим вопросом, и ни один судья, решая, жить или умереть человеку, не тратил столько умственной энергии, сколько потратил я».
    • Подсчитайте, сколько времени потребовалось для изготовления лодки? Смог ли он воспользоваться результатом своего труда?

    Учитель. «Двадцать дней я рубил самый ствол, да ещё четырнадцать дней мне понадобилось, чтобы обрубить сучья и отделить огромную, развесистую верхушку. Целый месяц я отделывал мою колоду снаружи, стараясь придать ей форму лодки, так, чтобы она могла держаться на воде прямо. Три месяца ушло на то, чтобы выдолбить её внутри. Правда, я обошелся без огня и работал только стамеской и молотком. Наконец благодаря упорному труду мной была сделана прекрасная пирога, которую смело могло поднять человек двадцать пять…». Но это изделие он называет «памятником… глупости». Почему?
    • Повторил ли он задуманное? Смог ли учесть все предыдущие ошибки?
    • Опишите, как выглядел герой после нескольких лет, прожитых на острове?
    • Не лукавит ли он, говоря, что жил на острове «спокойный и довольный»? Ответ аргументируйте, опираясь на текст.

    7. Индивидуальное задание для творческой группы. «Лесная дача» Робинзона.
    • На одиннадцатый год пребывания на острове у Робинзона появилась «молочная ферма». Чем руководствовался герой, создавая ферму? Разве охота не восполняла потребности одного человека?

    8. Углубление понятия роман и приключенческий роман.
    • Какая литература называется приключенческой?
    • Выделите основные признаки приключенческого романа.
    • Докажите, что «Робинзон Крузо» – это роман воспитания и самовоспитания.

    Уроки 44-45. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации


    ІІІ. Подведение итогов урока


    Учитель. Обращение к карте-схеме. Посмотрите на остров, обустроенный Робинзоном. Легко ли дались знания, полученные на необитаемом клочке земли?
    • Согласны ли вы с тем, что это «Остров Отчаяния»?
    • Можно ли утверждать, что Робинзон Крузо пережил на острове отдельные этапы развития человеческого общества и создал свой маленький цивилизованный мир?

    Учитель. Рембрандт (1606-1669). «Возвращение блудного сына». Вспомните, что темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний по миру к отцу возвратился его сын.
    Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: уютного отцовского дома и чужого, враждебного, безграничного пространства исхоженных сыном дорог. Обратите внимание на обувь и ступни несчастного, грубые башмаки стоптаны, один из них свалился с ноги и открыл зрителям заскорузлую пятку.
    Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но картина хранит молчание.
    Искусствоведы говорят, что «эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед отцом и сыном проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук».
    • Нет ли связи между героем библейской притчи, образом, созданным Рембрандтом, и Робинзоном Крузо?
      Работа в парах. Индивидуальное домашнее задание. Составление списка «Наставления Робинзона».
      – Слёзы никогда не прекращают несчастий.
      – «Нельзя успокаиваться…»
      – «…Я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моём бедственном положении есть всё же немало хорошего».
      – «… Не следует унывать и отчаиваться, так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение».
      – «… Покончив с пустыми надеждами, я стал думать о том, как бы мне получше наладить мою жизнь на острове».
    • Какие умозаключения Крузо могут быть полезны нам с вами?


    IV. Домашнее задание.


    1. Перечитать главы, посвященные пребыванию Пятницы на острове.
    2. Подготовить цитатный материал к образу Пятницы.
    все для dle
    Просмотров: 3 920
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.