УРОКИ 44-45
Тема. Утверждение в произведении веры в силу человеческого раз ума, способности выстоять в любых обстоятельствах, гармоничного существование человека и природы. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации.
Цель: учить определять ключевые эпизоды для характеристики персонажа, обосновывать, что разум и труд – главные движущие силы в развитии человечества; выделить основные признаки приключенческого романа; развивать у учеников навыки пересказа, логическое мышление, связную речь; воспитывать в детях трудолюбие, веру в человека, её разум; рассмотреть понятие «приключенческий роман».
Оборудование: карта-схема острова Робинзона Крузо (продолжение с предыдущего урока), хронолог
Тип урока: урок изучения нового материала; вид урока – урок углубленной работы над текстом.
Я царь и хозяин этой земли…
Д. Дефо
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний
1. Блиц-опрос:
- Как Робинзон назвал необитаемый остров, на котором очутился не по своей воле?
- Где проводит первую ночь?
- Зачем поставил столб с перекладиной?
- Драгоценная находка с корабля?
- «Негодный мусор», то, за чем «не стоило бы нагибаться, чтобы поднять?
- Событие, от которого у Робинзона «замерло сердце»?
- О ком речь:
а) он доверчиво глядел на меня;
б) их он перевёз на плоту;
в) она «сама спрыгнула в воду».
- Что для Робинзона было «истинным удовольствием»?
ІІ. Изучение нового материала
1. Слово учителя.Итак, Дефо взялся за хорошо известный факт, увеличил срок пребывания своего героя на острове в семь раз, а саму историю против прежних сочинений об Александре Селькирке – на сотню страниц. Но в этом ли суть? Он рассказал о том, чего не могли рассказать ни Роджерс, ни сам Селькирк, ни опытный журналист, Ричард Стиль, который писал о моряке. Автор «Робинзона Крузо» изложил историю того, КАК пережил одиночество «моряк из Йорка».
2. Комментарий работы творческой группы.Представление хронологической таблицы І года пребывания Робинзона на острове |
---|
1. 30 сентября 1659 года | 1. Робинзон выброшен на остров Отчаяния |
2. 13 дней подряд | 2. 11 раз побывал на корабле, поставил столб-календарь |
3. 26-30 октября | 3. Переселение в новое жилище, обустройство пещеры |
4. 4 ноября | 4. Создание распорядка дня |
5. 18 ноября | 5. Нашёл железное дерево, за неделю смастерил лопату |
6. 3 января – 14 апреля | 6. Строительство ограждения, первые ростки риса и ячменя |
16 апреля – землетрясение |
7. Май – середина июня | 7. Работал на корабле, выброшенном на мель. Удил рыбу, нашел черепаху |
8. 19 июня – 3 июля | 8. Болезнь |
9. 15 – 18 июля | 9. «Путешествие» плодоносной долиной острова, «дача» в её благодатной части |
10. 30 сентября | 10. Строгий пост и молитва, посвященные годовщине пребывания на острове |
3. Анализ художественного произведения.Беседа. Продолжение работы по составлению карты-схемы «Остров Робинзона Крузо».
Вернёмся к жилищу Робинзона. Как он его обустроил? Почему для него это было так важно?
4. Индивидуальное задание. Распорядок дня.Учитель. Легко ли было герою пройти путь от первых десяти-двадцати стеблей риса и ячменя до того, чтобы выпечь свой хлеб?
5. Выразительное чтение учениками отрывка: «Это было незадолго…но это было уже потом».
6. Индивидуальное задание. Этапы выпекания хлеба. Пересказ, близкий к тексту. Примерный план: 1. Изготовление деревянной лопаты. 2. Боронование земли. 3. Защита урожая. 4. Ступка и пест для перемалывания зерна.5. Сито, решето для очистки муки. 6. Глиняные блюда для выпекания хлеба.
- Почему так детально герой рассказывает о хлебе? Согласны ли вы с Робинзоном, что иметь хлеб для него – это неоценимая награда и наслаждение?
Учитель. Подобных эпизодов в романе много. Например, рассказывая о том, как он собирает точило, Робинзон делает вывод, что « ни один государственный муж, ломая голову над важным политическим вопросом, и ни один судья, решая, жить или умереть человеку, не тратил столько умственной энергии, сколько потратил я».
- Подсчитайте, сколько времени потребовалось для изготовления лодки? Смог ли он воспользоваться результатом своего труда?
Учитель. «Двадцать дней я рубил самый ствол, да ещё четырнадцать дней мне понадобилось, чтобы обрубить сучья и отделить огромную, развесистую верхушку. Целый месяц я отделывал мою колоду снаружи, стараясь придать ей форму лодки, так, чтобы она могла держаться на воде прямо. Три месяца ушло на то, чтобы выдолбить её внутри. Правда, я обошелся без огня и работал только стамеской и молотком. Наконец благодаря упорному труду мной была сделана прекрасная пирога, которую смело могло поднять человек двадцать пять…». Но это изделие он называет «памятником… глупости». Почему?
- Повторил ли он задуманное? Смог ли учесть все предыдущие ошибки?
- Опишите, как выглядел герой после нескольких лет, прожитых на острове?
- Не лукавит ли он, говоря, что жил на острове «спокойный и довольный»? Ответ аргументируйте, опираясь на текст.
7. Индивидуальное задание для творческой группы. «Лесная дача» Робинзона.
- На одиннадцатый год пребывания на острове у Робинзона появилась «молочная ферма». Чем руководствовался герой, создавая ферму? Разве охота не восполняла потребности одного человека?
8. Углубление понятия роман и приключенческий роман.- Какая литература называется приключенческой?
- Выделите основные признаки приключенческого романа.
- Докажите, что «Робинзон Крузо» – это роман воспитания и самовоспитания.
ІІІ. Подведение итогов урока
Учитель. Обращение к карте-схеме. Посмотрите на остров, обустроенный Робинзоном. Легко ли дались знания, полученные на необитаемом клочке земли?
- Согласны ли вы с тем, что это «Остров Отчаяния»?
- Можно ли утверждать, что Робинзон Крузо пережил на острове отдельные этапы развития человеческого общества и создал свой маленький цивилизованный мир?
Учитель. Рембрандт (1606-1669). «Возвращение блудного сына». Вспомните, что темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний по миру к отцу возвратился его сын.
Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: уютного отцовского дома и чужого, враждебного, безграничного пространства исхоженных сыном дорог. Обратите внимание на обувь и ступни несчастного, грубые башмаки стоптаны, один из них свалился с ноги и открыл зрителям заскорузлую пятку.
Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но картина хранит молчание.
Искусствоведы говорят, что «эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед отцом и сыном проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук».
- Нет ли связи между героем библейской притчи, образом, созданным Рембрандтом, и Робинзоном Крузо?
Работа в парах. Индивидуальное домашнее задание. Составление списка «Наставления Робинзона».
– Слёзы никогда не прекращают несчастий.
– «Нельзя успокаиваться…»
– «…Я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моём бедственном положении есть всё же немало хорошего».
– «… Не следует унывать и отчаиваться, так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение».
– «… Покончив с пустыми надеждами, я стал думать о том, как бы мне получше наладить мою жизнь на острове».
- Какие умозаключения Крузо могут быть полезны нам с вами?
IV. Домашнее задание.
- Перечитать главы, посвященные пребыванию Пятницы на острове.
- Подготовить цитатный материал к образу Пятницы.
все для dle