Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 1. Введение. Образная природа художественной литературы и её воздействие на читателя


    Урок 1. Введение. Образная природа художественной литературы и её воздействие на читателя

    Рейтинг:

    УРОК 1


    Урок 1. Введение. Образная природа художественной литературы и её воздействие на читателя

    Тема. Введение. Образная природа художественной литературы и её воздействие на читателя. Роль книги в духовной жизни человека и общества.


    Цель: ознакомить шестиклассников с учебником, дать учащимся представление об образности художественной литературы, показать связь литературы с жизнью человека, выяснить роль книги в расширении читательского кругозора, ознакомить со структурой и содержанием учебника литературы; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношение к книге.
    Оборудование: учебник, композиция А. Смирнова «Я пришел к тебе с приветом…», картины русских художников-пейзажистов, фрагмент музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».
    Тип урока: урок изучения нового материала.

    ХОД УРОКА


    Книга – одно из самых великих изобретений человеческого ума –
    Обогащает опытом нашу жизнь. Какое же счастье для человека,
    что ему дана возможность дружить с книгой и пользоваться
    ее неиссякаемой мудростью!
    Ф. Гладков


    I. Организационный момент.


    II. Актуализация опорных знаний.


    Ребята, в прошлом году вы познакомились с новым предметом – литературой. Вспомните, что изучает этот предмет? (Ответы учащихся).
    • Какое из изученных произведений вам понравилось больше всего?
    • Как вы думаете, что нас ждет с вами в этом учебном году? Какие литературные открытия ждут вас на этот раз?
    • Какие книги вы прочитали этим летом?
    • Назовите произведения, которые вы любите перечитывать.
    • Так что же такое книга для вас?
      Слово учителя. Писатель Федор Гладков говорил: «Книга – одно из самых великих изобретений человеческого ума – обогащает опытом нашу жизнь. Какое же счастье для человека, что ему дана возможность дружить с книгой и пользоваться ее неиссякаемой мудростью!»
    • А вы с этим согласны?
    • Какова же роль книги в нашей жизни? (Обогащает опытом, делится вековыми мудростями).
      Слова Ф.Гладкова станут основной мыслью урока (Запись эпиграфа в тетрадь).


    III. Работа над темой урока.


    1. Сообщение темы и целей урока.
      • Вспомните, какие виды искусства вы знаете.
      • Что их всех объединяет? (Наличие художественного образа).
      • Как создаются художественные образы?

    2. Работа с учебником (Чтение статьи «Развитие понятия о художественной литературе» - с. 6).

    3. Беседа.
      • Что такое художественная литература? (Вид искусства, отражающий жизнь с помощью слова, письменного или устного).
      • Назовите главный признак любого произведения искусства? (Образность).
      • Почему художественную литературу называют еще искусством слова? (Писатель создает произведение с помощью искусного владения словом).
      • В современной культуре читателя считают соавтором писателя. Почему? Обоснуйте ответ. (Разные люди, читая одно и то же произведение, обращают внимание на разных героев, подмечают разные детали и открывают в произведении что-то новое именно для себя).
      • Создайте ассоциативный образ предмета Литература. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово литература?
        Продолжите предложение: «Литература – это…. (мудрость, любовь, сопереживание, дружба, размышление, понимание и т.д.)».

    4. Межлитературные связи.
      • С какими видами искусства наиболее тесно связана художественная литература? (Живопись, музыка, скульптура);
        Вспомните стихотворение А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…» (Если никто из учащихся не сможет прочитать его наизусть, это делает учитель).
      • Какими чувствами переполнено это стихотворение? Какие образы у вас возникают?
      • Прослушайте композицию А. Смирнова «Я пришел к тебе с приветом…», рассмотрите картины природы. Как связаны между собой художественная литература, музыка и живопись?

    5. Знакомство с учебником, его структурой и содержанием.
      • Какие авторы вам уже знакомы?
      • Какие книги вы прочитали летом?
      • Кто из героев привлек ваше внимание? Почему?

    6. Блиц-опрос «Самый-самый».
      • Назовите произведения, которым можно присвоить номинации: самое грустное, самое весёлое, самое таинственное, самое страшное, самое трогательное.
      • А теперь вспомните произведения, о которых можно сказать, что они одновременно грустные и весёлые, загадочные и страшные.
      • Назовите персонажей, о которых можно сказать: самый унылый, самый беспечный, самый злой, самый весёлый, самый трусливый, самый упрямый, самый доверчивый, самый чувствительный.

    7. Игра «Кому принадлежат эти чувства?»
      Представим себе невероятное: наши знакомые персонажи из разных литературных произведений потеряли свои чувства (как, например, герой книги Д. Крюса «Тим Тайлер, или Проданный смех»). А мы их нашли, но не знаем, кому они принадлежат.
      Я буду называть чувство, а вы подсказывайте, кому их вернуть. Только не ошибитесь, иначе человек перестанет быть самим собой. Итак:
      • Целеустремленность, отвага (Герда, Елисей, …).
      • Сообразительность, оптимизм (Том Сойер, …).
      • Любознательность, щедрость (Пеппи, …).
      • Настойчивость, справедливость (Гарри Поттер, …).

    IV. Подведение итогов урока.


    1. Беседа.
      • Какова роль художественной литературы в развитии культуры человека?
      • Какое место занимает книга в духовной жизни человека и общества?
      • Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?
      • Какой вид искусства требует особенно активной работы воображения? Прослушайте фрагмент музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Какую картину вы представили, слушая эту музыку? Какое место в этой картине отведено человеку?
      • Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?

    2. Рефлексия.
      Прием незаконченного предложения:
      • Мне показалось важным…
      • Материал урока был для меня…

    V. Домашнее задание:

    Записать несколько высказываний о книге; выполнить задания в тетради.все для dle
    Просмотров: 2 965
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.