Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 41. А.И. Куприн «Чудесный доктор»: «Образец честности и отзывчивости на нужды бедности»


    Урок 41. А.И. Куприн «Чудесный доктор»: «Образец честности и отзывчивости на нужды бедности»

    Рейтинг:

    УРОК 41


    Урок 41. А.И. Куприн «Чудесный доктор»: «Образец честности и отзывчивости на нужды бедности»


    Тема. А.И. Куприн «Чудесный доктор»: «Образец честности и отзывчивости на нужды бедности».
    Цель урока: расширить знания школьников о жанре святочного рассказа, выделить в процессе изучения произведения А.И. Куприна специфические особенности рождественских текстов; развивать навыки анализа художественного произведения, читательский интерес; воспитывать эстетически развитого читателя, способного определять автор скую позицию и высказывать собственное суждение о произведении.
    Оборудование: портрет А. И. Куприна, схема-рисунок (выполняется на уроке), портрет хирурга Н. И. Пирогова.
    Тип урока: урок изучения нового материала; вид – урок внеклассного чтения.

    ХОД УРОКА


    І. Мотивация учебной деятельности.


    Учитель.
    «…Нужно великое умение взять какую-нибудь мелочишку, ничтожный, бросовой штришок, и получится страшная правда, от которой читатель в испуге забудет закрыть рот. Люди ищут ужасного в словах, в криках, в жестах… Все мы проходим мимо этих характерных мелочей равнодушно, как слепые, точно не видя, что они валяются у нас под ногами. А придет художник, разглядит и подберет. И вдруг так умело повернет на солнце крошечный кусочек жизни, что все мы ахнем: «Ах, боже мой! Да ведь это я сам – сам лично видел! Только мне не пришло в голову обратить на это пристального внимания», -- так писал А.И.Куприн в одном из своих произведений.
    Как вы понимаете эти слова? Может ли быть интересным «крошечный кусочек жизни»?

    ІІ. Восприятие новых знаний


    1. Слово учителя об А.И.Куприне. В автобиографии русский писатель И.А.Куприн упоминает множество перепробованных им профессий: он был репортером, управляющим при постройте дома, разводил собак, служил в технической конторе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело и т.д. Между тем житейская необходимость зарабатывания денег всё более соединялось у Куприна с желанием глубже познать мир и людей. Уже в пору творческой зрелости Куприн так сформулировал одну из своих писательских заповедей: «Ты – репортер жизни… суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни…»
    2. Выразительное чтение учителем. Отрывок: «И двое мальчуганов… и так плачевно».
    3. Беседа. Составление таблицы «Мир Рождества в городе»
      • Почему мальчики (Гриша и Володя) забыли о материнском поручении?
      • Что хочет сказать Куприн, называя взгляд ребят на все эти яства «влюбленно-жадным»?
      • Передайте впечатления детей от увиденного «сквозь запотевшие окна» незнакомых домов? Какой мир открыли они для себя?» (Это чужой мальчикам мир; он манит их своим блеском, великолепием гастрономической выставки, елкой, теплом. Эта жизнь закрыта от них стеклом витрин, чужих домов).
      • Как меняется городской пейзаж по мере того, как мальчики приближаются к своему дому?
      • Почему писатель «поселяет» своих героев в подвал?

    4. Словесное рисование. Продолжение составления таблицы. Опишите картину нищеты, созданную А.И.Куприным?
      • Почему этот год жизни Мерцаловых автор называет роковым?
      • Кто оказался равнодушным к бедам семьи?

    5. Работа в группах. Роль портретных характеристик в рассказе.
      І группа. Портрет Елизаветы Ивановны Мерцаловой. «Высокая, худая женщина с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом»;
      ІІ группа. Мальчики: Вова и Гриша. «Мальчики хлебали борщ… Они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок».
      ІІІ группа. Больная девочка Маша «Девочка лет семи, её лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно».
      IV группа. Мерцалов. «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца». «Кроткий, застенчивый человек».
    6. Беседа.
      • Что настораживает в портретных характеристиках?
      • О чем могли думать Мерцаловы в те десять минут, когда никто не мог произнести ни слова?
      • Можно ли убежать от этой нищеты?
      • Как Куприн передает состояние главы семейства, когда он вышел на улицу?

    7. Выразительное чтение учителем. «Тут было тихо и торжественно… такой же тишины».
      • Отличается ли описание общественного сада от картин, изображающих городские улицы, подземелье, где живет семья?
      • Выделите самые главные признаки сада. Сравните его с другими картинами города? Видит ли Мерцалов эту красоту?
      • Что чувствует Мерцалов, увидя незнакомца?
      • Как реагирует на слова старика?
      • Сравните портретную характеристику незнакомца с описаниями внешности членов семьи Мерцаловых.
      • Почему Мерцалову захотелось закричать?
      • Почему ожидал, что старик уйдет?
      • Можно ли этот крик назвать криком о помощи?
      • Что заставило Мерцалова рассказать незнакомцу всё «без малейшей утайки»?
      • Почему город не видит страданий человека ?
      • Почувствовал ли старик глубину несчастья главы семейства? Ответ аргументируйте.
      • Как разворачиваются события после встречи в саду? Какова их особенность? Ответ аргументируйте текстом.
      • Кем оказался доктор?

    8. Слово учителя. Широта медицинской деятельности Н.И.Пирогова (1810-1881) всегда поражала. Крупнейший патолог И.В. Давыдовский поставил вопрос: «Кто был Пирогов по специальности?» На это ответить непросто. Прежде всего Пирогов был широко образованный врач. В то же время он был анатомом, хирургом, патологом, организатором. Наряду с другими защитниками Севастополя стал национальным героем России. «Служить правде – как в научном, так и в нравственном смысле слова. Быть человеком», - слова великого врача.
      Урок 41. А.И. Куприн «Чудесный доктор»: «Образец честности и отзывчивости на нужды бедности»

      • Проследите, сколько раз в финальном абзаце повторяется слово чудесный.
      • Действительно ли этот реально существующий человек сотворил чудо?
      • Согласны ли вы с повзрослевшим Гришкой (Григорием Емельяновичем Мерцаловым), что «то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?


    ІІІ. Подведение итогов урока.


    • Почему автор подчеркивает подлинность событий, происходящих в рассказе?
    • Кто поддерживает после ухода Пирогова из жизни святость сада?
    • Назовите признаки рождественского произведения.
    • Какие традиционные черты святочного рассказа характерны для произведения Куприна? (Произведение посвящено святкам; главные герои-дети; счастливый финал рассказа связан с появлением человека, который привносит в жизнь чудо; события движутся от безысходных к счастливой развязке).
    • Посмотрите на схему. Что необходимо знать и предпринимать, чтобы этот мир был единым, чтобы люди видели и слышали друг друга, вовремя приходили на помощь?


    IV. Домашнее задание.


    1. Читать роман Д. Дефо «Робинзон Крузо».
    2. Индивидуальное задание: «Путешествие на остров Мас-а-Тьерра» с использованием слайдов; пересказ эпизода «Побег Робинзона из плена».
    все для dle
    Просмотров: 3 062
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.