Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 38. Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь


    Урок 38. Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь

    Рейтинг:

    УРОК 38


    Урок 38. Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь


    Тема. Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь. Гуманистический пафос произведения.
    Цель: проанализировать картину Рождества, созданную Ч. Диккенсом в «Рождественской песне в прозе», определить её роль в переосмыслении главным героем своей жизни; провести параллель между реальной и художественной действительностью; развивать навыки внимательного чтения художественного текста, связной речи; воспитывать лучшие человеческие качества.
    Оборудование: слайд или схема-рисунок «Скрудж и Дух Настоящего Рождества».
    Тип урока: урок изучения нового материала; вид – урок углубленной работы над текстом.
    О Человек, взгляни на них!..
    Ч. Диккенс

    ХОД УРОКА


    І. Актуализация знаний.


    1. Повторение содержания предыдущих строф.
    Восстановите события, факты по ключевым словам.
    • Скрудж и Марли
    • Дверной молоток
    • Колокольчик
    • Дух Марли
    • Странное существо, похожее на ребенка, но ещё более на старичка.
    • Весёлый и сияющий Великан.

    2.Беседа.
    Вспомните, какова история написания святочных историй?
    Часто ли Ч. Диккенс в рассказе обращается к фантастическим элементам? Почему они приобретают особенное значение и особенный смысл в произведении? Ответ подтвердите примерами.

    ІІ. Восприятие новых знаний.


    1. Беседа.
    • Какой урок получил Скрудж, путешествуя с первым Духом?
    • В чём проявилась разница ожидания первого и второго фантомов? Удивило ли вас продолжение повести?

    2. Выразительное чтение подготовленным учеником описания Духа Нынешних Святок?
    • Что в описании Духа является самым важным?
    • Почему старинные ножны были пустыми, без меча и «порядком изъедены ржавчиной»? (Дух – торжество доброты, мира, ведь Рождество – это день проявления милосердия, помощи).
    • Что чувствует «старый греховодник», «скрытный, замкнутый, одинокий», увидев Духа Нынешних Святок?
    • Каковы ваши впечатления от встречи Скруджа и второго Духа?

    3. Индивидуальное задание (за полным текстом)
    • Как вы почувствовали себя в рождественском Лондоне?
      Учитель. Первые признаки Рождества в британской столице появлялись в конце ноября – в начале декабря, когда окна канцелярских лавок, книжных магазинов и железнодорожных киосков внезапно расцвечивались яркими цветными рождественскими афишками, число которых увеличивалось по мере приближения праздника. За неделю до Рождества в городе не было ни одной улицы с магазинами и лавками, от самых широких проспектов до узких тихих проулков, которые не украсили свои окна для рождественской торговли. Рынки, где торговали домашней птицей, ломились от гусей и индеек, а центральный лондонский овощной рынок Ковент-Гарден был просто забит всевозможными фруктами, ягодами, овощами и зеленью. В магазинах, торговавших дичью, было полно фазанов, кроликов и оленины; кондитеры выставляли более богатый, чем обычно, ассортимент сахарных игрушек; в книжных лавках начинали появляться рождественские подарки, состоявшие из самых разнообразных (и обычно дешевых) книг.
    • Удалось ли Диккенсу создать картину Рождества? Имеет ли оно цвет и запах?
    • Чем необычна семья Боба Крэтчита, «который по субботам клал в карман всего-навсего пятнадцать воплощений своего христианского имени!»? (Прежде всего обратим внимание на то, как выглядят члены семейства. Миссис Крэтчит появляется «в дешевом, дважды перелицованном, но зато щедро отделанном лентами туалете – всего на шесть пенсов ленты, а какой вид!..»; Питер Крэтчит по случаю праздника унаследовал гигантский воротничок и чувствовал себя франтом; Боб, отец семьи, «в поношенном костюме, подштопанном и вычищенном сообразно случаю»).

    4. Индивидуальное задание.
    Работа со слайдом или схемой-рисунком. Как построил Ч. Диккенс повествование о семье Крэтчита? (Все признаки Рождества собраны в описании подготовки к празднику и самого празднования. «Появление гуся произвело невообразимую суматоху. Можно было подумать, что эта домашняя птица такой феномен, по сравнению с которым черный лебедь самое заурядное явление. А впрочем, в этом бедном жилище гусь и впрямь был диковинкой». Принесли его «юный Питер и двое вездесущих младших Крэтчитов» из пекарни, ведь до 80-х годов ХІХ века среди бедноты было принято носить заготовленные блюда в пекарню, где их готовили за небольшую плату, потому что в домах малоимущих не было удобных печей.
    Но центром дома остается домашний очаг, ведь огонь называют «алым сердцем дома». В Англии ещё задолго до появления традиций новогодней ёлки использовали святочное или рождественское полено. Его подготавливали за год до праздника: спиливали большое дерево и оставляли лежать, убрав предварительно ветки. На Рождество глава семьи вносил полено в дом и помещал в очаг, предварительно полив его медом, вином, посыпав зерном. Полено должно было гореть 12 дней и ночей).
    Сравните огонь в очаге Скруджа и огонь в доме Крэтчитов. Какие блюда готовятся в семье в рождественский вечер? (Пит смотрит за картофелем, который не просто варится в кастрюле, а вдруг начал подпрыгивать и «стучаться изнутри о крышку»; Боб Крэтчит «налил воды в кувшин, добавил туда джина и несколько ломтиков лимона и принялся все это старательно разбалтывать»; миссис Крэтчит готовила подливку для гуся и, конечно же, пудинг!).
    5. Выразительное чтение отрывка «Пудинг миссис Крэтчит». Насколько важна такая смысловая деталь в рассказе?
    Учитель. Ещё одним блюдом, о котором следовало позаботиться заблаговременно, был рождественский пудинг. Он стал входить в моду как еда на Рождество после 1714 года, когда королю Георгу І во время его первого Рождества в Англии был подан пряный плам-пудинг. В 1836 году плам-пудинг стал называться рождественским пудингом, во многом благодаря красочному описанию, сделанному Диккенсом в «Рождественской песне». Готовили пудинг, как правило, в ноябре, во время Рождественского поста (по традиции пудинг должен был готов к 25 воскресенью после Троицы). В позднее викторианское время считалось, что он должен был содержать 13 ингредиентов, символизирующих Христа и его апостолов, причем во время приготовления пудинга каждый член семьи обязан был поучаствовать в перемешивании его деревянной ложкой (с востока на запад, в честь трех волхвов). Было принято также класть в пудинг различные предметы: кольца, брелоки, монеты, которые использовались потом для гадания о судьбе нашедших их во время рождественской трапезы. Плам-пудинг расценивался как вершина кулинарного искусства хозяйки, это было блюдо, приготовлению которого каждая мать обязана была научить своих дочерей).
    • Почему Диккенс обращает внимание на привычные для всех бытовые детали Рождества?
    • В чем обвиняет Скрудж Духа Нынешних Святок? (Эбинизер Скрудж обвиняет Духа в том, что именно он хочет «во что бы то ни стало помешать этим людям предаваться их невинным удовольствиям»: речь идет о предложении духовенства запретить в праздники торговлю. Этот запрет делал жизнь бедняков еще более трудной, потому что рабочие только в праздники и могли пойти в лавки и пекарни. Но Дух не принимает таких обвинений: «Тут, на вашей грешной земле…есть немало людей, которые кичатся своей близостью к нам и, побуждаемые ненавистью, завистью, гневом, гордыней, ханжеством и себялюбием, творят свои дурные дела, прикрываясь нашим именем. Но эти люди столь же чужды нам, как если бы они никогда и не рождались на свет».)
    • Случайно ли писатель создал образ Тима Крэтчита?
    • Почувствовали ли вы связь между образом ребенка – Скруджа и малютки Тима?
    • В чём тайна такого сильного единения семьи Боба Крэтчита?
    • Почему так трогательна, так близка нам эта история?
      (Тема семьи связана с такими понятиями как мама и ребенок, домашний очаг, семейный уют, единение близких людей. И не только близких: все люди становятся единой семьей, братьями. Именно эта мысль не понятна была Скруджу).
    • Какова роль эпизода, связанного с празднованием Рождества в семье племянника Скруджа Фреда?
      Учитель. В рождественском тексте Ч.Диккенса талантливо передана поэзия домашнего семейного уюта. Читатель то грустит, то невольно улыбается, представляя всю серьёзность подготовки детей Крэтчита к Рождеству, понимая, насколько тяжело семье Боба выживать, ведь «всё это было довольно убого и заурядно, то заразительно смеётся вместе с Фредом и его гостями…»).
    • Обращение к слайду № 4. Рождество в семье Боба Крэтчита.

    Урок 38. Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь

    Прослушивание рождественского гимна, известного в Англии с 16-го века, в исполнении ирландской певицы Энии. Это один из немногих традиционных рождественских гимнов, где упоминается празднование Нового года:
    We Wish you a merry Christmas
    Мы желаем вам Весёлого Рождества!
    Мы желаем вам Весёлого Рождества!
    Мы желаем вам Весёлого Рождества
    и счастливого Нового Года!
    Хороших новостей вам и вашим родным!
    Хороших новостей в Рождество и Счастливого Нового Года!


    ІІІ. Итог урока.


    • Как связаны «индейка, пудинг, огонь в очаге, фанты, жмурки, танцы и другие семейные радости любимого праздника англичан» с главной мыслью произведения?
    • Перед нами множество историй. Уходит ли Скрудж в тень повествования? (Иногда читатель забывает о нем, но всегда возвращается к главному герою – ведь именно его восприятие происходящего важно; его глазами смотрит читатель и размышляет над увиденным вместе с главным героем).
    • Почему в финале ІІІ строфы появляются Невежество и Нищета в образе детей?
    • Что именно вызывает в Скрудже раскаяние и печаль?


    IV. Домашнее задание.


    1. Перечитать IV-V строфы произведения.
    2. Подготовить письменный ответ на вопрос №1 (с. 152 учебника).
    все для dle
    Просмотров: 1 709
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.