Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 36. Чарльз Диккенс. Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями


    Урок 36. Чарльз Диккенс. Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями

    Рейтинг:

    УРОК 36


    Урок 36. Чарльз Диккенс. Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями


    Тема. Чарльз Диккенс. «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями».
    Цель: дать краткие сведения о жизни Ч.Диккенса, подготовить учащихся к восприятию содержания рассказа; развивать связную речь, умение формировать выводы, логически излагать мысли; воспитывать чувство гуманизма.
    Оборудование: схема «Рождество устами героев», слайд или схема «Скрудж в рождественском Лондоне» с использованием иллюстраций П.Дж. Линча.
    Тип урока: урок изучения нового материала.
    «Смех и слезы Рождества…»
    Ч. Диккенс

    ХОД УРОКА


    І. Подготовка к восприятию нового материала.


    Выразительное чтение учителем отрывка из І строфы: «В эти праздничные дни… Рад слышать, что я ошибся».
    Слово учителя. Историческая справка. Остроги, работные дома, принудительные работы… Слова, привычные для английской действительности 30-40хгодов. В 1834 году в Англии был принят закон, который «породил» такое позорное явление, как работные дома. Они появились в Англии еще в XVII веке и представляли собой благотворительные заведения, где бедняки трудились в обмен на пищу и кров. До 1834 года работными домами ведали приходы. Они же предоставляли обнищавшим прихожанам еще один вид помощи — хлеб и мизерные суммы денег. Адресная помощь приходилась как нельзя кстати рабочим и крестьянам, утратившим трудоспособность. На фабриках, где не соблюдались правила безопасности, существовал тысяча и один способ покалечиться, да и частые болезни подрывали здоровье. Но откуда же взять средства на поддержку калек, нищих, сирот и вдов? С обеспеченных прихожан взимали налог в пользу прихода, что их, конечно же, не радовало. Тем более, что в XVII–XVIII веках бедняки, оставшиеся без средств к существованию, должны были возвращаться за помощью в тот приход, где родились. При виде понурых оборванцев, да еще и с выводком ребятишек, прихожане начинали роптать: «Понаехали! Теперь повиснут на шее у прихода». Как же в таких условиях позаботиться о бедняках, которых становилось все больше? Зловещего 13 августа 1834 года парламент принял новый закон о бедных. На смену устаревшей системе приходской благотворительности пришла новая система на основе работных домов. Отдельные приходы объединялись в союзы попечения о бедных, и в каждом союзе строился работный дом. Туда и поступали бедняки, превращаясь из прихожан в национальную собственность. Работными домами управлял местный попечительский совет, который назначал надзирателя и экономку, рассматривал заявки от бедняков, ведал вопросами бюджета, расследовал случаи злоупотребления. Журналист Джеймс Грант так описывал судьбу бедняков: «Когда они входят в ворота работного дома, им начинает казаться, что они попали в огромную тюрьму, откуда их вызволит только смерть… Многие обитатели работного дома считают его гробницей, в которой их похоронили заживо. Это могила всех их земных надежд». Что же ожидало нищую семью в работном доме, при одном упоминании которого по спине пробегал холодок? День в работном доме был расписан по часам. Спать его обитатели ложились в 9 вечера, а просыпались затемно. О смене деятельности им сообщал звон колокола: вставать, одеваться, читать молитвы, в молчании есть завтрак, и работать, работать, работать! Наравне со взрослыми трудились и маленькие дети в свободное от школьных занятий время. Кроме того, детей отдавали в подмастерья или же старались устроить в услужение.
    Протест против закона 1834 года был реализован Чарльзом Диккенсом в публичном выступлении, которым стали «Рождественские повести», написанные в течение 1843-1848 годов. Английский писатель считал, что в современном ему обществе важно начать с бесед в рождественский вечер. Он надеялся на силу любви каждого человека к своим ближним, к детям, ко всем тем, кто в этой любви и сострадании нуждался.

    ІІ. Восприятие новых знаний.


    1. Слово учителя.
    Вечером 7 февраля 1812 года в Портсмуте в семье Диккенсов родился второй ребенок – Чарльз. С раннего детства мальчик поражал необычайной наблюдательностью: «Уже взрослым он вспоминал сад возле дома на Хок-стрит, где он на неверных ножках ковылял за старшей сестрой, отчетливо помнил он и как его водили смотреть на солдат, обучавшихся маршировке, и зимний Портсмут, покрытый снегом в день их отъезда в Лондон.
    Самым счастливым в жизни маленького Чарльза были годы, когда в 1817 г. семья переехала в Чатем, где Джон Диккенс занял ответственный пост в расчетной части Адмиралтейства. В это время отец устраивал катанья с детьми по реке, прогулки за город; посещали театр, дома декламировали, ставили пьесы, смотрели волшебные картины.
    К сожалению, отец будущего писателя, милейший человек, добродушный, общительный и щедрый, любил безрассудно тратить деньги, поэтому семья вскоре оказалась на краю катастрофы. «Декламация, пение, миражи волшебного фонаря – все было забыто». Для мальчика самой большой отрадой становится чтение.
    «Целую неделю – ни много, ни мало, - я был Томом Джонсом. Я создал свой собственный образ Родерика Рэндома и в течение месяца играл его роль. Когда я начинаю вспоминать, одна картина сразу встает передо мной: летний вечер, мальчики играют на церковном дворе, а я сижу на кровати и читаю, читаю».
    Вскоре отца арестовали за долги, и любимые книги были отданы в ломбард. За ними последовали стулья, картины, столы, посуда. Видя, в каком тяжелом положении находится семья, дальний родственник миссис Диккенс Джеймс Лемерт, хозяин фабрики ваксы, предложил Чарльзу работу с жалованьем шесть шиллингов в неделю.
    «В царстве ваксы», в грязном строении, «кишевшем крысами и пропитанном затхлым запахом гниющей древесины», у мальчика появился друг Боб Феджин. Он заступался за Чарльза перед старшими мальчиками, всячески помогал и ухаживал за ним во время тяжелого приступа колик, которые мучали ребенка еще с младенческих лет.
    Однажды Боб вызвался проводить Чарльза домой, но мальчик ни за что не хотел этого: «А вдруг он узнает, что наши живут в тюрьме? Никогда! Я был слишком горд. Под разными предлогами я пробовал от него отделаться, но Боб Феджин по доброте душевной и слушать ничего не желал. Тогда я сделал вид, что живу у моста Саусварк на стороне Серри, и распрощался с Бобом у подъезда какого-то дома. На случай, если он вдруг обернется, я, помнится, для пущей убедительности постучался в дверь и, когда мне открыли, спросил, не здесь ли живет мистер Роберт Феджин».
    Шесть месяцев на фабрике ваксы были для будущего писателя временем страданий. Он чувствовал себя униженным, беспомощным, лишенным всякой надежды.
    Вскоре дела семьи поправились, и вот уже Чарльз становится учеником частной школы. Через 2 года он рассыльный фирмы стряпчих, стенографист судебных заседаний, со временем – преуспевающий парламентский репортер, при этом он прилежно занимался в Британском музее, брал уроки у актера-профессионала, выучил немало ролей.
    Чарльзу Диккенсу было всего 26 лет, когда его имя появилось в списке сорока самых знаменитых британских литераторов, деятелей искусства и науки.
    Но детские впечатления остались с ним навсегда. И много лет спустя в частном письме он признается: «О том, что я страдал тайно и горько, никто и не подозревал». Он хорошо знал жизнь, но видел в ней не только темные, но и светлые стороны. В его душе, душе писателя, хранились неисчерпаемые запасы нежности и милосердия, которыми он щедро делился со своими читателями.

    2. Работа с учебником. Выразительное чтение статьи на с.102.
    Учитель. «Рождественская песнь» овладела Диккенсом безраздельно. «Он «рыдал, и смеялся, и снова рыдал», работая над «Песнью», и взволнованный, «не раз вышагивал по 15, а то и по 20 миль по темным улицам ночного Лондона, когда все здравомыслящие люди уже давным-давно улеглись спать».

    3. Анализ художественного произведения.
    • «Скрудж был единственным доверенным лицом Марли, его единственным уполномоченным во всех делах, его единственным душеприказчиком, его единственным другом и единственным человеком, который проводил его на кладбище». Почему автор несколько раз повторил слово «единственным»? Насколько важно это слово в тексте?
    • Выразительное чтение учителем отрывка «Ну и сквалыга же он был, этот Скрудж! – последнее признание».
    • Работа в парах. Составление схемы №1. Индивидуальное задание. Составьте «словарик» этого описания (с. 104 учебника). В отрывке выделяются словосочетания с глаголами: «выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать», «прятался, как устрица», «холод заморозил», «заострил», «сморщил, сковал», «заставил посинеть губы и покрасить глаза, сделал ледяным… голос», «подбородок, … волосы и брови… заиндевели от мороза», вносил леденящую атмосферу, «не позволял ей оттаять», «тепло не могло обогреть», «мороз… не пробирал»; с прилагательными: «старый греховодник», «холоден и тверд», «скрытный, замкнутый, одинокий», «душевный холод», «старческие черты», «крючковатый нос», «скрипучий голос», «леденящая атмосфера»; сравнение героя с яростным ветром, с лютой метелью, проливным дождем.

    • Какова роль нагнетания глаголов, прилагательных в характеристике Эбинизера Скруджа?
    • Что в литературном произведении называется портретом?
    • Какова роль портрета в произведении Ч.Диккенса?
    • Почему в день сочельника Скрудж не видел основания веселиться?
    • Индивидуальное задание: «Рождество устами героев». Схема № 2.
      Урок 36. Чарльз Диккенс. Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями

    • Согласны ли вы с размышлениями Фреда и двух джентльменов о рождественских днях?
    • Каковы ваши впечатления от рождественского Лондона? («За темноту денег не платят, и потому Скрудж ничего не имел против темноты».
      В І строфе Ч. Диккенс постепенно «сгущает» туман и мрак: «Всё гуще туман, все крепче мороз!». Интересно, что колокол, который «целыми днями иронически косился на Скруджа, … отзванивал часы где-то в облаках»).
    • Почему так щедр писатель на городской пейзаж? Обращение к схеме № 1. (Таинственная сумрачность вечернего и ночного пейзажа как предвестие таинственных и напряженных событий. Туман, мороз, во власти которого находился Скрудж, близкий по духу главному герою).
      Урок 36. Чарльз Диккенс. Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями

    • Испугался ли Скрудж лица Марли на дверном молотке?
    • Почему Ч.Диккенсу понадобился именно дверной молоток и «старый, давным-давно ставший ненужным колокольчик», чтобы подготовить героя к встрече с привидением?
    • Какая фраза раскрывает особенность цепи Марли? Почему «годы долгих, изнурительных странствий» ждут теперь призрака?
    • Какой вы представляете земную жизнь компаньона Скруджа?
    • «Поговорим о чём-нибудь другом! Утешь, успокой меня, Джейкоб!» - говорит Скрудж, обращаясь к давнему приятелю. Смог ли Марли успокоить своего компаньона по бизнесу?
    • Назовите самые главные ценности в человеческой жизни, о которых говорит Марли?
    • Понятны ли Скруджу мысли привидения? Почему он просит тень умершего говорить «попроще»?
    • Почему в повести два этих человека оказались рядом? Почему автор отдает право появиться перед Скруджем именно Марли? В чем заключалась миссия призрака?
    • Одинок ли Марли в своих страданиях?
    • «Начать с того, что Марли был мертв», - это первая строка произведения Ч.Диккенса. Только ли Марли «был мертв»?


    ІІІ. Итог урока.


    • Что вы можете сказать об отношении автора к главному герою «Рождественской песни»? В чем это отношение проявилось?
    • Задание №5 (учебник).


    IV. Домашнее задание.


    • Перечитать ІІ строфу рассказа.
    • Индивидуальное задание. Подготовить слайд или схему-рисунок «Первый Дух Рождества».

    все для dle
    Просмотров: 5 629
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.