Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 35. Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя Ночь перед Рождеством


    Урок 35. Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя Ночь перед Рождеством

    Рейтинг:

    УРОК 35


    Урок 35. Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя Ночь перед Рождеством


    Тема. Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
    Цели: продолжить работу над повестью «Ночь перед Рождеством», сопоставить текст произведения с иллюстрациями русских художников к нему; развивать умения и навыки наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения; устной речи учащихся, эмоциональной сферы, расширять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к русской классической литературе.
    Оборудование: текст повести, презентация, карточки со словами-ответами.
    Тип урока: урок развития речи.
    «Гоголь не пишет, а рисует,
    его изображения дышат
    живыми красками действительности.
    Видишь и слышишь их».
    В.Г.Белинский.

    ХОД УРОКА


    I. Организационный момент.



    II. Проверка домашнего задания.



    III. Работа над темой урока.


    Слово учителя.
    В.Г. Белинский говорил: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». Сегодня на уроке мы постараемся доказать эту мысль русского критика. Ведь поэзия народной жизни, воплощённая в гоголевской повести, привлекала многие поколения читателей и нашла отклик в многочисленных иллюстрациях, которые создавались не одним поколением художников, начиная с 70-х годов 19 века вплоть до конца 20-го столетия.
    Более подробно на уроке вы познакомитесь с работами художников-иллюстраторов. Это художники, которые создают рисунки в ваших книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти рисунки от простых картинок и почему они называются иллюстрациями. Во-первых, рисунки в книгах непосредственно связаны с текстом книги. Во-вторых, все рисунки для книг выполняются графическими материалами, например такими, как цветные карандаши, пастельные мелки, гуашевые краски. Потом эти рисунки надо напечатать в книге с помощью типографской краски. А это очень сложно.

    Работа с иллюстрациями.
    Урок 35. Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя Ночь перед Рождеством1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию М.С. Родионова «Оксана и кузнец Вакула» (1952 г.). Какой эпизод изображен художником?
    (После подобной установки внимания учащихся показывается слайд презентации с изображением иллюстрации).
    • Какие слова из повести созвучны рисунку художника? Подтвердите примерами из текста.
    • Как нарисована внешность героини автором повести и кузнецом Вакулой?
    • Как характеризует свою наружность сама Оксана?
    • Почему «во всём почти свете и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё»?
    • Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? (Царицу из «Сказки о мёртвой царевне…»)
    • Какие черты портрета Оксаны художник сумел передать в иллюстрации? Выберите правильный ответ (3-4 качества) из предложенных вариантов, сложите карточки со словами-ответами и запишите их в тетрадь. (Учитель раздаёт отпечатанные заранее слова-характеристики).
      (Красота, гордость, скромность, доброта, самолюбование, глупость, грубость, кокетство, капризность, избалованность, высокомерие)
    • Каким предстаёт на рисунке Вакула? (Робкий, влюблённый, сильный, упрямый, смелый, красивый, усталый, самонадеянный) - выбрать верный вариант, записать получившуюся характеристику в тетрадь.
    • Какой образ Вакулы рисует в повести Гоголь?
    • Соответствует ли он образу Вакулы-кузнеца на иллюстрации?

    Вывод: Создавая рисунок, запечатлевший Вакулу и Оксану, художник собрал воедино рассредоточенные по всей повести черты внешности и характера героев. Иллюстрация помогает глубже понять сущность героев и их характер. И достигается это благодаря мастерскому использованию средств художественной выразительности в живописи.

    2. Иллюстрация С.М. Харламова «Село Диканька в ночь перед Рождеством» (1990 г.)
    Урок 35. Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя Ночь перед РождествомНочная Диканька накануне Рождества так хороша, что и у героев повести, и у самого рассказчика вызывает чувство восторга: «…ночь – чудо!», «Чудно блещет месяц!», «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась!». Эта особенность гоголевского произведения вызвала отклик в иллюстрациях Сергея Михайловича Харламова. Вот одна из них: «Село Диканька в ночь перед Рождеством». Воссоздавая пейзажный колорит повести, художник прибегает к технике гравюры. Художник-гравёр рисует не прямо на бумаге, а наносит изображение на какую-либо твердую поверхность (дерево, камень, металл и пр.), с которой потом переносит изображение на бумагу.
    • Всмотритесь в иллюстрацию художника С.М.Харламова. Какое из описаний предрождественской ночи в Диканьке вам напомнила картина?
    • Разделяет ли художник чувство восторга зимней ночью, которое стремиться передать читателю Гоголь?
    • Вспомните известные вам средства художественной выразительности в литературе. (Метафора, эпитет, олицетворение).
    • Какие средства художественной выразительности особенно удачно использует Гоголь, описывая рождественский пейзаж? (Метафора: «снег загорелся широким серебряным полем», эпитет: «хрустальными звёздами», олицетворение: «смеющаяся ночь», «снег загорелся», «может внушить ночь», «месяц вылетел» и др.).
    • Какова роль средств художественной выразительности в данной словесной картине? (Они помогают образно представить картину рождественской ночи во всём её великолепии).


    3. Перед вами иллюстрация А.М. Лаптева «Солоха и черт» (1959).
    Урок 35. Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя Ночь перед Рождеством
    • Как описана в произведении наружность черта? Какие свойства его наружности нашли отражение в иллюстрации?
    • Найдите в тексте описание Солохи и сопоставьте его с изображением героини на иллюстрации. Удалось ли художнику передать на рисунке иронию Гоголя в характеристике «говорливой и угодливой хозяйки»?
    • Какими словами из повести можно воспроизвести содержание рисунка?
    • Какие события последовали сразу же после этого эпизода?

    Возвращение Вакулы с черевиками – развязка событий, взаимоотношений главных героев повести. Это нашло отражение в цветной иллюстрации А.П. Бубнова «Возвращение Вакулы с черевиками» (1954).
    • Опишите иллюстрацию.
    • Сцена встречи Вакулы с Оксаной после волшебного его возвращения привлекла внимание не только художника А.П.Бубнова, но получила отклик на иллюстрации А.М.Лаптева. Сопоставьте эти иллюстрации.
    • Какому изобразительному решению вы отдаёте предпочтение и почему? Сравнивая иллюстрации, обратите внимание на их построение, изображение костюмов, обстановки.
    • Какими словами из произведения можно подписать каждую из иллюстраций? («- Ай! - вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи»).


    IV. Подведение итогов урока.


    • Какая из иллюстраций к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» произвела на вас наибольшее впечатление и почему?
    • Как иллюстрации помогли вам в понимании гоголевского произведения?
    • Какие иллюстрации к «Ночи перед Рождеством» вы бы хотели нарисовать сами?
    • Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о повести. Согласны ли вы с мнением критика?


    V. Домашнее задание.


    Нарисовать свою иллюстрацию к любому эпизоду повести «Ночь перед Рождеством», оформить творчески мини-сочинение (на отдельном листе бумаги) по плану.
    План.
    1. Название изображённого эпизода.
    2. Краткая характеристика героев, изображённых на иллюстрации.
    3. Что лучше всего мне удалось изобразить.
    все для dle
    Просмотров: 5 403
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.