УРОК 35
Тема. Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Цели: продолжить работу над повестью «Ночь перед Рождеством», сопоставить текст произведения с иллюстрациями русских художников к нему; развивать умения и навыки наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения; устной речи учащихся, эмоциональной сферы, расширять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к русской классической литературе.
Оборудование: текст повести, презентация, карточки со словами-ответами.
Тип урока: урок развития речи.
«Гоголь не пишет, а рисует,
его изображения дышат
живыми красками действительности.
Видишь и слышишь их».
В.Г.Белинский.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над темой урока.
Слово учителя.В.Г. Белинский говорил: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». Сегодня на уроке мы постараемся доказать эту мысль русского критика. Ведь поэзия народной жизни, воплощённая в гоголевской повести, привлекала многие поколения читателей и нашла отклик в многочисленных иллюстрациях, которые создавались не одним поколением художников, начиная с 70-х годов 19 века вплоть до конца 20-го столетия.
Более подробно на уроке вы познакомитесь с работами художников-иллюстраторов. Это художники, которые создают рисунки в ваших книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти рисунки от простых картинок и почему они называются иллюстрациями. Во-первых, рисунки в книгах непосредственно связаны с текстом книги. Во-вторых, все рисунки для книг выполняются графическими материалами, например такими, как цветные карандаши, пастельные мелки, гуашевые краски. Потом эти рисунки надо напечатать в книге с помощью типографской краски. А это очень сложно.
Работа с иллюстрациями.
1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию
М.С. Родионова «Оксана и кузнец Вакула» (1952 г.). Какой эпизод изображен художником?
(После подобной установки внимания учащихся показывается слайд презентации с изображением иллюстрации).
- Какие слова из повести созвучны рисунку художника? Подтвердите примерами из текста.
- Как нарисована внешность героини автором повести и кузнецом Вакулой?
- Как характеризует свою наружность сама Оксана?
- Почему «во всём почти свете и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё»?
- Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? (Царицу из «Сказки о мёртвой царевне…»)
- Какие черты портрета Оксаны художник сумел передать в иллюстрации? Выберите правильный ответ (3-4 качества) из предложенных вариантов, сложите карточки со словами-ответами и запишите их в тетрадь. (Учитель раздаёт отпечатанные заранее слова-характеристики).
(Красота, гордость, скромность, доброта, самолюбование, глупость, грубость, кокетство, капризность, избалованность, высокомерие)
- Каким предстаёт на рисунке Вакула? (Робкий, влюблённый, сильный, упрямый, смелый, красивый, усталый, самонадеянный) - выбрать верный вариант, записать получившуюся характеристику в тетрадь.
- Какой образ Вакулы рисует в повести Гоголь?
- Соответствует ли он образу Вакулы-кузнеца на иллюстрации?
Вывод: Создавая рисунок, запечатлевший Вакулу и Оксану, художник собрал воедино рассредоточенные по всей повести черты внешности и характера героев. Иллюстрация помогает глубже понять сущность героев и их характер. И достигается это благодаря мастерскому использованию средств художественной выразительности в живописи.
2. Иллюстрация С.М. Харламова «Село Диканька в ночь перед Рождеством» (1990 г.)
Ночная Диканька накануне Рождества так хороша, что и у героев повести, и у самого рассказчика вызывает чувство восторга: «…ночь – чудо!», «Чудно блещет месяц!», «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась!». Эта особенность гоголевского произведения вызвала отклик в иллюстрациях Сергея Михайловича Харламова. Вот одна из них: «Село Диканька в ночь перед Рождеством». Воссоздавая пейзажный колорит повести, художник прибегает к технике гравюры. Художник-гравёр рисует не прямо на бумаге, а наносит изображение на какую-либо твердую поверхность (дерево, камень, металл и пр.), с которой потом переносит изображение на бумагу.
- Всмотритесь в иллюстрацию художника С.М.Харламова. Какое из описаний предрождественской ночи в Диканьке вам напомнила картина?
- Разделяет ли художник чувство восторга зимней ночью, которое стремиться передать читателю Гоголь?
- Вспомните известные вам средства художественной выразительности в литературе. (Метафора, эпитет, олицетворение).
- Какие средства художественной выразительности особенно удачно использует Гоголь, описывая рождественский пейзаж? (Метафора: «снег загорелся широким серебряным полем», эпитет: «хрустальными звёздами», олицетворение: «смеющаяся ночь», «снег загорелся», «может внушить ночь», «месяц вылетел» и др.).
- Какова роль средств художественной выразительности в данной словесной картине? (Они помогают образно представить картину рождественской ночи во всём её великолепии).
3. Перед вами иллюстрация А.М. Лаптева «Солоха и черт» (1959). 
- Как описана в произведении наружность черта? Какие свойства его наружности нашли отражение в иллюстрации?
- Найдите в тексте описание Солохи и сопоставьте его с изображением героини на иллюстрации. Удалось ли художнику передать на рисунке иронию Гоголя в характеристике «говорливой и угодливой хозяйки»?
- Какими словами из повести можно воспроизвести содержание рисунка?
- Какие события последовали сразу же после этого эпизода?
Возвращение Вакулы с черевиками – развязка событий, взаимоотношений главных героев повести. Это нашло отражение в цветной иллюстрации А.П. Бубнова «Возвращение Вакулы с черевиками» (1954).
- Опишите иллюстрацию.
- Сцена встречи Вакулы с Оксаной после волшебного его возвращения привлекла внимание не только художника А.П.Бубнова, но получила отклик на иллюстрации А.М.Лаптева. Сопоставьте эти иллюстрации.
- Какому изобразительному решению вы отдаёте предпочтение и почему? Сравнивая иллюстрации, обратите внимание на их построение, изображение костюмов, обстановки.
- Какими словами из произведения можно подписать каждую из иллюстраций? («- Ай! - вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи»).
IV. Подведение итогов урока.
- Какая из иллюстраций к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» произвела на вас наибольшее впечатление и почему?
- Как иллюстрации помогли вам в понимании гоголевского произведения?
- Какие иллюстрации к «Ночи перед Рождеством» вы бы хотели нарисовать сами?
- Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о повести. Согласны ли вы с мнением критика?
V. Домашнее задание.
Нарисовать свою иллюстрацию к любому эпизоду повести «Ночь перед Рождеством», оформить творчески мини-сочинение (на отдельном листе бумаги) по плану.
План.- Название изображённого эпизода.
- Краткая характеристика героев, изображённых на иллюстрации.
- Что лучше всего мне удалось изобразить.
все для dle