Литература (интегрированный курс, русская и мировая). 6 класс: Пособие для учителя.
Книга составлена в соответствии с требованиями новой (2012 г.) программы по литературе для 6 класса общеобразовательных учебных заведений Украины с русским языком обучения.ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В пособии представлены планы-конспекты 70 уроков, предусмотренных действующей программой по курсу «
Интегрированный курс. Литература (русская и мировая)». Из них 48 часов отведено на текстуальное изучение произведений и 8 часов на внеклассное и семейное чтение.
8 резервных часов распределены таким образом: на тематическое и контрольное оценивание отведено 6 часов, а оставшиеся 2 часа – на дополнительные уроки развития речи, количество которых составило не 6, а 8.
Авторский коллектив разработал разные типы
уроков, в которых использованы как традиционные, так и оригинальные формы работы. Пять авторов-методистов представили свой материал в соответствии с личным видением и практическим опытом. Это позволит учителю, использующему данное пособие, сделать
уроки по каждому разделу не похожими на предыдущие, что, несомненно, повысит интерес 6-классников к изучаемому предмету.
Уроки к разделу «Мифы и предания народов мира» содержат в себе вопросы и задания разных уровней, которые способствуют глубокой и вдумчивой работе над текстом произведения, дают ученикам возможность проверить свои знания, проявить творческие способности. С помощью различных поисковых форм деятельности и опережающих заданий шестиклассники приобщаются к богатейшему наследию мировой культуры. Большая роль в структуре уроков отведена межпредметным связям, работе с литературоведческими терминами, проблемным вопросам и рефлексии. В уроки включены элементы инсценировок, кроссворды, занимательные задания. Предусмотрена также индивидуальная и групповая работа учащихся с основным учебником.
В разделе «Басни» акценты расставлены на роли познавательных и занимательных сведений о жизни писателей, на работе с портретами, презентациями, фрагментами из художественных и мультипликационных фильмов. Предложенные формы работы позволят развить воображение шестиклассников, их умение сопоставлять литературные жанры, обобщать материал, мотивировать и защищать свою точку зрения, совершенствовать навыки выразительного чтения.
Уроки к разделу «Страницы поэзии» сочетают в себе познавательный и эстетический аспект. Их главная цель – научить школьников видеть в поэтических произведениях русских классиков образцы высокого искусства. Для этого в ходе уроков широко используются формы работы, позволяющие проводить детальный анализ изобразительно-выразительных средств и определять их роль в стихотворениях. Необходимое внимание уделено разработке ученических мини-проектов. В адаптированной для восприятия шестиклассников форме представлена теория выразительного чтения и основы стиховедения. Важное место на уроках отведено связи поэзии с другими видами искусства.
Раздел «Мир приключений и испытаний представлен большими по объему произведениями, и работа над ними вызывает серьезные трудности у школьников. При составлении уроков основное внимание уделялось работе с художественным текстом, а также видам работ по формированию у учеников навыков коммуникативной деятельности. В качестве наглядности использованы схемы, таблицы, которые учащиеся составят под руководством учителя. Включены в уроки и культурологические сведения, направленные на расширение кругозора учащихся и воспитание внимательных, эрудированных читателей.
В уроках к разделам «Уроки доброты» и «Из сокровищницы мировой фантастики» представлены инновационные классификации этапов уроков, основанные на современных методиках: образном постижении литературного явления (по С.Ю. Дитьковой), генетически заданном способе восприятия – обработки – хранения информации (по Н.В. Масловой). Автор предлагает использовать эффективные приемы: «поиск ассоциаций», «эффект присутствия», «видение-символ», составление компакт-биографии писателя, написание синквейна и др. Широкое применение находят интерактивные методы обучения (работа в группах, «ассоциативный куст», использование карточек-сигналов). Данные средства способствуют глубокому постижению сути художественного произведения, пониманию авторского замысла и синтезу воспринятого в обобщенных образных картинах.
все для dle