Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 32. Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести Ночь перед Рождеством


    Урок 32. Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести Ночь перед Рождеством

    Рейтинг:

    УРОК 32


    Урок 32. Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести Ночь перед Рождеством


    Тема. Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести «Ночь перед Рождеством» (закрепление знаний). Авторское отношение к изображаемым событиям.


    Цель: развивать умение комплексно анализировать текст, глубоко проникать в содержание произведения, обучать умению давать анализ поступков героев, развивать умения учеников сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности, фантазию, умение работать в группах.
    Оборудование: учебник, иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, К. Лавро, А. Кондырева.
    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний; вид урока – урок-творческая лаборатория.

    ХОД УРОКА


    І. Актуализация опорных знаний.


    Слово учителя. Трудно найти человека, который бы не восторгался творчеством Гоголя. Сегодня мы раскроем мастерство писателя, которое сделало его творчество выдающимся явлением в русской литературе.

    ІІ. Работа над темой урока.


    1. Слово учителя.
      Н.В. Гоголь получил известность после выхода в свет сборника, в котором была повесть «Ночь перед Рождеством». Что привлекло читателя в ней? Откуда Гоголь черпал знания народного быта и национальных особенностей?
    2. Этнографы:
      • Рассказывают о быте малороссийских селян, об украинском костюме, обстановке сельской хаты, зачитывают отрывки из текста (отделка стен, их роспись, печь, парадный угол в хате; иконы, украшенные рушниками, цветы, скамьи, мисники для посуды, сундук, хлебная полка; оберег от злодеяния нечистой силы).
      • Зачитывают описание Вакулы и Оксаны; представляют рисунки с украинскими национальными костюмами, рассказывают о них: у мужчин – сорочка короткая с прямоугольной горловиной, у женщин – длинная с цельнокройным рукавом; мужчины носили широкие шаровары, женщины носили юбку в виде двух прямоугольных кусков ткани – запасок, праздничная юбка называлась плахтой. Одежда украшалась вышивкой, аппликацией. Особое значение придавалось цвету, отдавали предпочтение красному цвету, лазурному, зеленому, желтому. Головные уборы у девушек – обручи, перевязки, венок из бумажных цветов ленты; замужние женщины носили намитку и очипок, которыми закрывали голову.

    3. Литературоведы:
      а) Раскрывают связь повести с произведениями устного народного творчества, когда герои из своего мира направляются в мир чужой, чтобы выполнить задание; выполнив задание, возвращаются в свой мир (Чтение текста или художественный пересказ); рассказывают, какие волшебные силы помогают Вакуле.
      б) Объясняют значение слова «колядки», рассказывают об особенностях их исполнения и о том, как вознаграждались исполнители.
    4. Фольклорная группа:
      Исполняет колядки, после исполнения колядок задают вопросы всему классу:
      • Какая лексика используется в повести чаще всего? Приведите примеры слов, характерных для этой лексики.
      • Что придает языку повести прелесть национального колорита?
      • Какие приемы использует автор для создания более яркого представления о своих героях?

    5. Составление таблицы.
      Итак, мы увидели, что в повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь обращается к хорошо знакомому ему украинскому народному быту и фольклору.

      Фольклорные источники и историческая основа повести «Ночь перед Рождеством»
      Фольклорные источникиУкраинские былички, бывальщины и легенды.
      Быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».
      Бывальщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.
      Легенда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
      Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
      Фольклорные мотивыПродажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
      Историческая основаВремя действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.


    6. Художники-портретисты:
      Образ литературного героя всегда понимается точнее, если автор дает его портрет. Учащиеся представляют главных героев в портретах, зачитывают или цитируют наизусть портрет Оксаны и Вакулы, им помогают артисты, которые исполняют сцену разговора Вакулы и Оксаны.
    7. Беседа с учащимися:
      • Что мы узнали об Оксане? Как характеризует ее монолог у зеркала?
      • Перечислите основные черты характера Вакулы. Какая из них, по вашему мнению, главная? Почему?
      • Какое условие поставила она Вакуле, верила ли она, что он его выполнит?
      • Как Вакуле удалось заполучить черевички? (Чтение сцены у царицы). Как ведет себя кузнец? Почему царица не отказала ему в просьбе?
      • О какой черте характера Вакулы свидетельствует данный поступок?
      • Как вы думаете, будут ли счастливы наши герои? Как об этом говорит автор?

    8. Рассказ о героях повести.
      Литературоведы предлагают план:
      • Портрет героя.
      • Их черты характера и поступки.
      • Ваше отношение к Вакуле и Оксане.
      • Авторское отношение к событиям, изображенным в повести.

      Ребята из группы литературоведов дают образец ответа.

    IІІ. Итог урока.


    Метод «Микрофон»:
    • Мне нравятся герои повести и их поступки.
    • Я не могу согласиться с поступками некоторых героев.
    • Мне трудно понять, почему некоторые герои так поступают.


    ІV. Домашнее задание.


    • Подготовить ответ по плану.
    • Индивидуальные задания:
      Задание первой группе (3-4 ученика). Найдите сказочные эпизоды в повести (выразительное чтение или художественный пересказ). Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
      Задание второй группе (3-4 ученика). Найдите реальные события, изображенные в повести (чтение или художественный пересказ). Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
      Группа «актеров» инсценирует 2 эпизода: посещение Солохи дьяком и Чубом и Вакула с казаками на приеме у Екатерины II.
    все для dle
    Просмотров: 3 722
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    #1 написал: Susik (25 января 2016 06:07)
     

    «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из изысканной высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.