Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 31. Повесть Ночь перед Рождеством. Понятие о повести


    Урок 31. Повесть Ночь перед Рождеством. Понятие о повести

    Рейтинг:

    УРОК 31


    Урок 31. Повесть Ночь перед Рождеством. Понятие о повести


    Тема. Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести « Ночь перед Рождеством». Т.Л. Понятие о повести.


    Цель: закрепить знание содержания повести, помочь учащимся раскрыть значение сказочно-вертепных персонажей произведения, показать связь содержания повести с народно-фольклорными источниками, развивать умение вступать в диалог друг с другом, с учителем, с художественным текстом, совершенствовать навыки художественного анализа текста, расширять словарный запас учащихся.
    Оборудование: иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, А. Кондырева, К. Лавро; кино, мультипликация: х/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством» (реж. А. Роу, СССР, 1961), м/ф «Ночь перед Рождеством» (реж. В. и З. Брумберг, СССР
    Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; вид урока – творческая лаборатория писателя.

    ХОД УРОКА


    І. Актуализация опорных знаний.


    Учитель. Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие. Как вы думаете, с каким произведением оно будет связано? Почему Гоголь обратился к теме, связанной с изображением украинского народного быта, преданий и поверий?

    ІІ. Работа над темой урока.


    1. Слово учителя.
      «Ночь перед Рождеством» – произведение, насыщенное народной поэзией, описаниями народных обычаев, жизни простых людей. (Ввниманию учеников предлагается презентация по словарю Н.В. Гоголя).
      Материал к презентации (словарь сопроводить иллюстрациями):
      Буханец – небольшой хлеб.
      Галушки – клецки.
      Жупан – род кафтана.
      Каганец – род светильника.
      Кобза – музыкальный инструмент.
      Коровай – свадебный хлеб.
      Люлька – трубка.
      Макитра – горшок, в котором трут мак.
      Оселедец – длинный клок волос на голове, заматывающийся на ухо.
      Пампушки – кушанье из теста.
      Плахта – нижняя женская одежда.
      Рушник – полотенце.
      Свитка – род полукафтана.
      Хутор – небольшая деревушка.
      Хустка – носовой платок.
      Чумаки – обозники, едущие в Крым за солью.

      Учитель. Сейчас ми с вами посмотрим фрагмент из художественного фильма «Ночь перед Рождеством» (фрагмент массового гуляния с развлечениями и колядками).



      А теперь послушаем подготовленные ребятами рассказы о быте и нравах украинского народа, жившего в конце XVIII века, жителях Диканьки и их обычаях празднования Рождества.
    2. Теория литературы. Понятие о повести. Ученики-теоретики дают определение слову «повесть».
      По сравнению с рассказом в повести шире изображается действительность, больше эпизодов, действующих лиц. По сравнению с романом повесть характеризуется большей сжатостью и меньшим количеством сюжетных линий. Иногда в повести может быть и одна сюжетная линия. Сюжет повести обычно сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах нескольких событий и эпизодов.
    3. Беседа.
      • Какие сказочные персонажи действуют в данной повести?
      • Чем гоголевские персонажи похожи на сказочных и что их отличает?
      • Прочитайте начало повести (Выразительное чтение или художественный пересказ описания украинской природы, изображенной в повести, подготовленный учащимися). Почему автор вслед за описанием ночи рассказывает о черте и ведьме?
      • Чем отличается ночь перед Рождеством от других?
      • Что, согласно украинским поверьям, должно было произойти этой ночью?
      • Какие слова и словосочетания указывают на то, что Н.В. Гоголь брал материал из украинской обрядности?

    4. Работа в группах.
      Задание. Создайте паззл для будущей обобщенной таблицы. (Класс условно делится на 8 групп, назначается группа экспертов, которая будет собирать материал, созданный группами).
      1 группа. Выбери фантастические элементы в повести.
      2 группа. Назови вымышленные персонажи.
      3 группа. Назови магические числа, упомянутые в повести.
      4 группа. Вспомни, о каких волшебных предметах в повести идет речь.
      5 группа. Запиши, как происходит превращение и с кем.
      6 группа. Назови, где происходит действие в повести.
      7 группа. Назови, как осуществилось чудо.
      8 группа. Запиши, что противопоставляется и чему, между чем и кем идет постоянная борьба.

      Обобщенный материал, собранный в паззл:
      Борьба:
      Свет – тьма
      Человек – нечисть
      Добро – зло
      Фантастические элементы:
      Пацюк ест вареники без вилки
      Полет черта.
      Противостояние:
      Реальное – фантастическое
      Вымышленные персонажи:
      Черт и ведьма
      Магические числа:
      3, 7
      Чудо:
      Черевички для Оксаны


      Каждая группа, обосновывая свои выводы, зачитывает примеры из текста. Экспертная группа вместе с учителем подводит итог работы, дает сообщение о казаках и их занятиях: они хорошо ориентировались на местности, знали много вещей, не известных простым людям, определяли путь по звездам, знали заговоры от порчи, лечили людей. Именно таким и был Пацюк.
    5. Работа с текстом. Чтение эпизода встречи Вакулы и Пацюка.
    6. Беседа
      • Почему Вакула решил обратиться к Пацюку?
      • Почему, отворив дверь его дома, он не переступает порог?
      • Что было странного в образе Пацюка?
      • Как Вакула к нему обращается?

    7. Рефлексия.
      • Необычным в повести мне показалось то, что…
      • Если бы я рисовал иллюстрации к повести, то изобразил бы…

    ІІІ. Домашнее задание.


    Индивидуальные задания творческим группам (этнографы, лингвисты, фольклористы, художники-портретисты).все для dle
    Просмотров: 4 332
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.