Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 28. Стихотворения М.Ю. Лермонтова Горные вершины и На севере диком


    Урок 28. Стихотворения М.Ю. Лермонтова Горные вершины и На севере диком

    Рейтинг:

    УРОК 28


    Урок 28. Стихотворения М.Ю. Лермонтова Горные вершины и На севере диком


    Тема. Горечь одиночества, стремление к душевной гармонии и единению с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Горные вершины…» и «На севере диком…»


    Цель: развивать интерес школьников к пейзажной лирике М.Ю. Лермонтова; расширить знания учеников о художественном своеобразии его поэзии; раскрыть психологизм лермонтовских стихотворений «Горные вершины…» и «На севере диком…»; научить школьников чувствовать «музыку стиха»; углублять навыки литературоведческого анализа поэтического произведения.
    Оборудование: сборники стихотворений М.Ю. Лермонтова; репродукции: Саврасов А.К. «Вид в швейцарских Альпах», Рерих Н.К. «Гора пяти сокровищ (Два мира)», Айвазовский И.К. «Цепи кавказских гор», Шишкин И.И. «На севере диком», Клевер Ю.Ю. «Зимний пейзаж с избами у реки», «Зимний пейзаж с соснами»; музыка: романсы А. Рубинштейна и А. Варламова на стихотворение «Из Гете», романс А.С. Даргомыжского «На севере диком» (video.mail.ru), симфоническая картина «Кедр и пальма» в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР.
    Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    III. Изучение нового материала.


    1. Мотивация учебной деятельности.
      Сегодня мы ознакомимся с еще двумя шедеврами лирики М.Ю. Лермонтова – стихотворениями «Горные вершины…» и «На севере диком…» Они недаром вынесены для изучения на один урок – ведь у стихотворений есть ряд общих черт:
      • написаны под влиянием поэтических произведений немецких классиков – И.В. Гете (1749-1832) и Г. Гейне (1797-1856).
      • относятся к пейзажной лирике;
      • представляют собой лаконичные (всего по 8 строк), но художественно насыщенные зарисовки;
      • изображение природы в стихотворениях не является для поэта самоцелью: Лермонтов стремится в параллели с природой показать душевное состояние человека – лирического героя. О таком пейзаже мы уже говорили с вами в 5 классе: он называется психологическим.

    2. Анализ стихотворения «Из Гете» («Горные вершины…»).
      Название стихотворения дает нам прямую отсылку к лирической зарисовке И.А. Гете – «Ночная песня странника». Находясь на горе Кикельхан, вблизи города Ильменау, немецкий поэт описал свои впечатления от увиденного вокруг: воцарившийся в природе покой, который рождал надежды человека на такое же умиротворение. Гетевское произведение привлекло Лермонтова мыслью о природе как прибежище человека, утомленного жизненной борьбой. Свое стихотворение «Из Гете» Лермонтов определил как вольный перевод произведения немецкого классика.
      Горные пейзажи всегда манили восторженные взоры русского поэта. Покрытые снегами вершины произвели на Лермонтова сильное впечатление еще в детстве, когда его, болезненного мальчика, возила на лечение на Кавказ бабушка. Позже о поразившей его красоте Лермонтов напишет так: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе».
      Стихотворение Гете оказалось очень созвучным мыслям и чувствам Лермонтова: величественный горный пейзаж, погрузившийся в сон, и одинокая душа поэта, жаждущая покоя. В год его создания поэт находился в ссылке на Кавказе и более всего мечтал об обретении жизненного равновесия.
      В стихотворении органически соединились талант поэта и талант художника. Описанная Лермонтовым картина ночного сна природы настолько живописна, что в воображении читателя легко ложится на холст. Совершенным является и собственно поэтическое мастерство автора стихотворения.
      • Прочитайте про себя стихотворение в учебнике. Постарайтесь уловить музыкальность его строк, ощутить магию этого лермонтовского произведения. Каким чувством пронизаны поэтические строки? (Светлым, романтическим).
      • Каким вам представляется лирический герой? (Это путешественник, который устал идти целый день запыленным путем; он остановился ночью на привал. Герой наблюдает тихий, почти беззвучный сон природы. Он мечтает об отдыхе. И автор дает ему надежду: «Подожди немного, отдохнешь и ты»).
        Стихотворение «Из Гете» можно назвать «музыкой тишины». Но так тонко и глубоко ощущать покой может только человек, перенесший бурю страстей. Вырвавшись на миг из жизненного омута, он вдруг почувствовал пылающим сердцем свежесть, прохладу и тишину.
      • Давайте послушаем романс А. Рубинштейна (или А. Варламова) «Горные вершины». Удалось ли композитору передать музыку лермонтовского стиха?
      • Найдите в стихотворении прием очеловечивания. (Вершины спят, не дрожат листы).
      • Какие эпитеты использует Лермонтов? (тихие долины, свежая мгла).
      • Какую роль играет в стихотворении двойное отрицание: «Не пылит дорогая, не дрожат листы»? (Оно призвано сильнее подчеркнуть отсутствие какого-либо движения: «Не пылит дорога» – то есть никто по ней не ходит и не ездит; «не дрожат листы» – значит, нет даже ветра).
      • Определите стихотворный размер и нарисуйте его схему (3-хстопный ямб).
      • Посмотрите еще раз внимательно на текст стихотворения и постарайтесь проникнуться чувствами, которые вложил в него поэт. Давайте вместе составим советы по выразительному чтению этого лирического произведения. (При чтении первых шести строк – описания покоя природы – следует передать легкое, светлое, романтическое настроение. Затем на месте многоточия необходимо сделать длинную паузу и прочитать финал стихотворения с определенной грустью, но в то же время с надеждой в голосе – надеждой поэта на покой человека).

    3. Выразительное чтение стихотворения «Из Гете» учениками. Оценки чтения одноклассниками и учителем.
    4. Анализ стихотворения «На севере диком…».
      В 1841 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, М.Ю. Лермонтов создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко...». Его принято называть вольным переводом тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне – «Сосна стоит одиноко…» Однако сопоставление произведений русского и немецкого классиков позволяет говорить об их существенных различиях, которые кроются в особенностях тематики стихотворений. А поэтому, чтобы понять смысл художественной идеи Лермонтова, нам необходимо сначала обратиться к стихотворению Гейне. Прочитайте его подстрочный перевод с немецкого. (Текст размножен на карточках).
      Сосна стоит одиноко
      На севере на голой вершине.
      Она (он) дремлет; белым покрывалом
      Окутывают ее (его) лед и снег.
      Она (он) мечтает о пальме,
      Которая в далекой восточной стране
      Одиноко и молча грустит
      На раскаленной скале.

      Вы заметили, что в подстрочнике после местоимения женского рода в скобках вписано местоимение мужского рода. Все дело в том, что в немецком языке слово «сосна» – мужского рода, а «пальма» – женского. То есть тема гейневского стихотворения – любовная тоска, томление по недосягаемой возлюбленной. В аллегорических образах деревьев мужского и женского рода изображено несбыточное желание влюбленных быть вместе.
      Стихотворение Гейне неоднократно переводили на другие языки. Но поскольку в русском языке и сосна, и пальма – женского рода, то, чтобы сохранить центральную мысль произведения Гейне, переводчики меняли сосну на дерево, имеющее в русском языке мужской род. Так, в переводах Ф. Тютчева, А. Майкова и В. Гиппиуса – это кедр, а у А. Фета и П. Вайнберга – дуб.
      Сохранив в своем стихотворении гейневскую параллель «сосна – пальма», Лермонтов таким образом существенно изменил смысл первоисточника. Тема любовного влечения трансформируется у него в мотив безысходного одиночества и разобщенности людей в мире: сосна «стоит одиноко» на голой северной вершине, а на юге, в пустыне, на «утесе горючем», «одна и грустна» растет пальма.
      Современник Лермонтова, литературный критик А.В. Дружинин, который свободно владел немецким языком, а поэтому читал Г. Гейне в оригинале, писал: «Самые возвышенные из песен Гейне не имели в себе столько силы и грусти, как многие из предсмертных песен русского 26-летнего писателя: тут все признаки и задатки мирового поэта».
    5. Выразительное чтение стихотворения учителем.
    6. Устные ответы на вопросы учебника (с. 68-69).
    7. Прослушивание (онлайн) романса А.С. Даргомыжского «На севере диком», сопровождающегося тематическим фото-коллажем.
    8. Работа с картиной И.И. Шишкина «На севере диком…» (на экране или в учебнике).
      • Какую задачу ставил перед собой автор картины? Что кроется за состоянием внешнего покоя? (Чувство безысходного одиночества и щемящей тоски).
      • Перекликаются ли чувства художника с настроением стихотворения? Опишите картину, используя лексику стихотворения Лермонтова.
      • Какие средства живописи помогают автору картины передать одиночество, грусть, покинутость, бесприютность, разобщенность? (Композиция картины; ее темный, мрачный колорит; контрастность черного и темно-зеленого цвета с белым).

    ІV. Подведение итогов урока.


    Две лирические зарисовки М.Ю. Лермонтова, рассмотренные на сегодняшнем уроке, раскрывают перед нами еще одну тайну поэзии. Бывают стихи, которые воспринимаешь умом, то есть запоминаешь по поразившему тебя содержанию (например, лермонтовские «Три пальмы»). Но есть и такие поэтические произведения, которые, прежде всего, оставляют отпечаток на чувствах, вызывают тонкие душевные движения. Даже если мы вдруг забываем их словесную оболочку, мы никогда не способны стереть из памяти то ощущение, которое позволило нам уловить авторское настроение и пережить его как свое собственное, глубоко сокровенное.

    V. Домашнее задание.


    Письменно выполнить задания из рабочей тетради; устно отвечать на вопросы учебника; выучить наизусть одно из стихотворений и научиться его выразительно читать. Подготовиться к уроку контроля знаний.все для dle
    Просмотров: 13 915
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.