Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 27. Стихотворение М.Ю. Лермонтова Три пальмы


    Урок 27. Стихотворение М.Ю. Лермонтова Три пальмы

    Рейтинг:

    УРОК 27


    Урок 27. Стихотворение М.Ю. Лермонтова Три пальмы


    Тема. Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
    Цель: продолжить работу по изучению творчества Лермонтова, пробуждать интерес школьников к его произведениям; закрепить умения учащихся интерпретировать стихотворные тексты, комплексно их анализировать; способствовать развитию творческого воображения, воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы.
    Оборудование: сборники стихотворений М.Ю. Лермонтова; иллюстрации к стихотворению «Три пальмы» Д.С. Хайкина (http://kid-book-museum.livejournal.com/178864.html), В.Д. Поленова, В.А. Полякова; аудиозапись стихотворения (http://www.tmdt.ru/catalog/item164.html); карточки с толкованием понятия «баллада».
    Тип урока: урок изучения нового материала; вид урока – урок анализа поэтического мастерства.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    III. Изучение нового материала.


    1. Прослушивание аудиозаписи стихотворения (http://www.tmdt.ru/catalog/item164.html)
    2. Словарная работа: аравийская земля, караван, оазис, вьюк, шатры, арабы, фарис, урочный.
    3. Анализ стихотворения.
      • Почему стихотворение имеет подзаголовок «Восточное сказание»? Где росли три пальмы? (Аравия – северо-восточная часть пустыни Сахары).
      • Найдите в первой строфе стихотворения эпитеты, при помощи которых автор описывает пустыню (бесплодная почва, знойные лучи, летучие пески)
      • Какой влагой питались корни пальм? Как пальмы и родник помогали друг другу? (Родник давал пальмам холодную воду, а они оберегали его от высыхания, создавая тень своими ветками).
      • Почему пальмы были недовольны своей жизнью? (Они хотели хоть кому-то в пустыне приносить пользу, но пока ни один путник к ним не заходил).
      • Как пальмы высказывают свои претензии к Богу? Докажите по построению предложений, что их слова стали вызовом Небу. (В словах пальм слышна гордыня, категоричность, отрицание жизненной логики, недаром автор использует два вопросительных и восклицательный знак).
      • Что разрушает покой и гармонию в природе, которыми наполнены первые строфы стихотворения? (Появление людей).
      • В 4-7 строфах Лермонтов описывает приближающийся к пальмам караван. Какие слова создают звуковую картину и какие зрительную? Прочитайте. Впишите их в таблицу в рабочей тетради.
      • Найдите в стихотворении слова, которые подчеркивают хаос, суету в поведении людей (нестройные звуки звонков; пестрящие ковры; мотающиеся полы походных шатров; подымающийся на дыбы конь, вьющиеся в беспорядке складки одежды; с криком и свистом несущийся по песку фарис; шумящий караван и др.). Помогают ли эти слова, на ваш взгляд, предвидеть развязку стихотворения?
      • Как ведут себя пальмы и ручей по отношению к людям? (Пальмы радушно их приветствуют, а ручей щедро поит студеной водой).
      • Что сделали люди? Почему? (Ночью им стало холодно, и они срубили пальмы, чтобы разжечь костер).
      • Докажите, обратившись к тексту, что в стихотворении Лермонтова пальмы изображены как живые существа («пали без жизни»; «одежду их сорвали»; «изрублены были тела их»). Зачем поэт использует прием олицетворения? (Он усиливает эмоциональность строк, вызывает у читателя острое чувство жалости).
      • Какими красками автор рисует последствия губительной деятельности людей? Найдите оценочные эпитеты в последних двух строфах стихотворения (печальный след, бесплодная почва, седой и холодный пепел, сухие остатки, все дико и пусто, раскаленный песок).
      • Какова, на ваш взгляд, позиция автора в стихотворении? Он считает, что пальмы поделом наказаны за то, что возроптали на Бога? Или все же поэт жалеет «питомцев столетий», ведь они хотели приносить пользу людям? (Ученики мотивируют свое понимание смысла стихотворения).
      • А как вы относитесь к поступку людей? Можно ли оправдать их поведение? (Они думали лишь о собственном кратковременном комфорте).
      • Подберите эпитеты, оценивающие поступок людей. (Необдуманный, безответственный, злой, безжалостный, чудовищный, эгоистичный и др.).
      • Что оставили после себя люди? Внимает ли теперь Создатель просьбам ручья? («Напрасно пророка о тени он просит»).
      • Что осуждает в своем стихотворении Лермонтов? (Поэт осуждает холодное равнодушие и черную неблагодарность).
      • Можно ли утверждать, что в стихотворении «Три пальмы» есть черты притчи? (Да, поскольку оно имеет глубокий поучительный, аллегорический смысл).
      • Вспомните признаки баллады, которые мы рассматривали на уроке по «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина (Десять признаков записаны на карточках). Какие из них имеют место в стихотворении «Три пальмы»? (Все, кроме десятого).

    4. Рефлексия.
      • Современно ли лермонтовское стихотворение? (Да, потому что оно касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти).
      • В чем противоречивость философской мысли стихотворения? (С одной стороны, пальмы вызывают у нас симпатию своим желанием жить с пользой для окружающих; но с другой – они посмели роптать на Бога, высказав неудовлетворение собственной судьбой, то есть проявили гордыню. За это пальмы были наказаны: конечный результат принес им не удовлетворение, а разочарование, обернувшееся для них смертью).

    5. Составление плана стихотворения (Самостоятельная работа; потом – зачитывание пунктов плана).
      • Жизнь гордых пальм в пустыне.
      • Обращение пальм к Богу.
      • Появление каравана.
      • Пальмы встречают гостей.
      • Гибель «питомцев столетий».
      • «Все дико и пусто кругом».

    6. Культурологический аспект.
      Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» иллюстрировали более 20 художников: П.Л. Бунин, М.А. Зичи, В.М. Конашевич, А.И. Константиновский, Д.И. Митрохин, А.А. Оя, И.Е. Репин, В.Я. Суреньянц, М.Я. Чемберс-Билибина, А.Г. Якимченко, В.А. Поляков, В.Д. Поленов, Д.С. Хайкин и др. (Иллюстрации можно посмотреть на сайтах, указанных в оборудовании к уроку).
      Композиторы П.А. Маныкин-Невструев и В.М. Иванов-Корсунский положили стихотворение на музыку. Еще одному композитору – А.А. Спендиарову – принадлежит симфоническая картина «Три пальмы» (1905), в которую, по его словам, он вложил «тему насилия и попранного доверия». На муз. А.А. Спендиарова М.М. Фокин поставил балет «Семь дочерей горного короля» (1913), основанный на идее стихотворения Лермонтова.

    ІV. Подведение итогов урока.


    Читая стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я? А может, я тоже принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды?
    Затрагивая в своих стихотворениях важные жизненные вопросы, Лермонтов словно вовлекает и нас, читателей, в свои мысли и чувства, раскрывая перед нами глубинные тайны человеческой души. Слово поэта искренне волнует нас, заставляет сопереживать и таким образом обогащает наш внутренний мир.

    V. Домашнее задание.


    Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Три пальмы»; устно ответить на вопросы учебника; письменно выполнить задания из рабочей тетради; научиться выразительно читать стихотворение.все для dle
    Просмотров: 8 070
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.