Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 26. М.Ю. Лермонтов – великий последователь А.С. Пушкина


    Урок 26. М.Ю. Лермонтов – великий последователь А.С. Пушкина

    Рейтинг:

    УРОК 26


    Урок 26. М.Ю. Лермонтов – великий последователь А.С. Пушкина


    Тема. М.Ю. Лермонтов – великий последователь А.С. Пушкина. Мотивы бури и покоя в стихотворении «Парус».


    Цель: рассказать о детских и юношеских годах М.Ю. Лермонтова, раскрыть одаренность его личности; объяснить истоки темы одиночества в творчестве поэта; проанализировать тематику и художественное своеобразие стихотворения «Парус»; вырабатывать умения учеников обобщать материал с помощью таблицы; развивать эстетический вкус; совершенствовать навыки выразительного чтения.
    Оборудование: «Портрет М.Ю. Лермонтова в 6-8-летнем возрасте» неизвестного художника; портреты М.Ю. Лермонтова кисти П.Е. Заболотского, С.К. Зарянко, А.И. Клюндера, автопортрет Лермонтова – http://literatura5.narod.ru/lermontof1.html; презентация «Детство Лермонтова» http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Detstvo-Lermontova/Detstvo-Lermontova.html; презентация «Тема одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» – http://ppt4web.ru/literatura/tema-odinochestva-v-stikhotvorenii-m-ju-lermontova-parus.html; сборники стихотворений М.Ю. Лермонтова; репродукции картин И.К. Айвазовского; запись романса А.В. Варламова «Парус».
    Тип урока: урок изучения нового материала; вид урока – урок анализа поэтического мастерства.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    III. Изучение нового материала.


    1. Работа с портретом Лермонтова кисти П.Е. Заболотского. (Комментарий заранее подготовленного ученика).
      С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благородный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал лица, высокий лоб, строгие карие глаза и щегольские усики. Художник старательно пытается передать выражение глаз. Сам Лермонтов иронизировал над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. Но по своей сути писатель был гражданским человеком. И художник П.Е. Заболотский несколькими деталями убеждает нас в этом: расстегнут мундир, отсутствует головной убор, приветливый и в то же время чуть насмешливый взгляд.
    2. Ознакомление с фактами биографии Лермонтова по учебнику (Сопровождается презентацией онлайн или в записи).
    3. Чтение воспоминаний о поэте его современников. (Подготовленные ученики).
      В жизни мы не так часто встречаемся с людьми, которые производят на окружающих абсолютно противоположное впечатление. Лермонтов был одной из таких личностей.
      Современники поэта свидетельствовали, что Лермонтов был человеком безудержной отваги и пылкого темперамента. В нем удивительно сочеталось, казалось бы, несочетаемое: с одной стороны – благородство, мечтательность, нежность и ранимость, с другой – холодность, резкость, вспыльчивость, даже дерзость.
      Русский писатель И.С. Тургенев говорил: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий...».
      А вот строки из воспоминаний художника М.Е. Меликова: «...Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал, симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны...»
      А офицер Н.П. Раевский, близко знавший Лермонтова, рассказывает об отношении к нему молодежи так: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти... Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков».
      Современники Лермонтова поражались, насколько он был разносторонне одаренным человеком. Помимо любви к литературе и владения шестью иностранными языками, Лермонтов талантливо рисовал (рисунки Лермонтова: http://lermontov.info/pictures.shtml), играл на скрипке и фортепиано, слыл незаурядным шахматистом и обожал математику (всегда возил с собой учебник математики французского автора Этьена Безу).
    4. Анализ стихотворения «Парус».
      Знакомство с биографией Лермонтова, а также с высказываниями о нем современников, сложили у вас первичное представление о личности великого русского поэта. Однако никто не воссоздаст подлинной биографии души человека, кроме него самого. Доверим же Лермонтову создание собственного портрета – пусть это будет не только автопортрет, нарисованный кистью, но и написанный всей жизнью и творчеством.
      Сегодня мы ознакомимся с одним из лирических шедевров М.Ю. Лермонтова – стихотворением «Парус».
      • История создания стихотворения. Истоки темы одиночества в творчестве Лермонтова.
        Стихотворение «Парус было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. Это было время, когда молодого поэта за «свободолюбивые взгляды» отчислили из Московского университета. Лермонтов приехал в Петербург в надежде продолжить образование в столичном университете. Однако ему не захотели зачислить двух московских лет учебы, а предложили поступать заново – на первый курс. Обиженный несправедливостью, Лермонтов подает документы в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная казарменная жизнь была не по душе привыкшему к свободе поэту. Лермонтов не знал, что ждет его впереди. Ясно было одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. Но хотел ли он сам жизненного покоя?
        Этот период в жизни Лермонтова наполнен размышлениями о смысле человеческого существования. Поэт чувствовал глубокое одиночество. В детстве воспитанный бабушкой в отрыве от своих сверстников, Лермонтов и в самостоятельной жизни испытывал сложности в отношениях с окружающими. Возможно, это происходило потому, что Лермонтов «перерос» свою эпоху. Большинство его сверстников были напуганы подавлением восстания декабристов, а поэтому выбирали для себя примиренческую жизненную позицию. Урок 26. М.Ю. Лермонтов – великий последователь А.С. ПушкинаМятежный и пылкий характер Лермонтова не позволял ему смириться с действительностью. Он чувствовал разлад со своим поколением. Да и не только с ним. Покоя и гармонии поэт не находил и в собственной душе. Бродя по Петербургу, он часто останавливается у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано стихотворение «Парус».
        Образ белеющего в морском тумане паруса имел в творчестве Лермонтова и живописное воплощение – в акварельном рисунке, относящемся к концу 1820-х – началу 1830-х гг.
      • Выразительное чтение стихотворения учителем.
      • Предварительный комментарий учителя.

      «Парус» представляет собой лирическую зарисовку, наполненную философским содержанием, то есть размышлениями о смысле жизни. Произведение насыщено романтическими образами и мотивами. В художественной структуре «Паруса» главную функцию выполняет символизация пейзажа: «парус одинокий» ассоциируется у нас с образом лирического героя, а море – с жизнью.
      Все три строфы стихотворения построены по одной схеме – по принципу параллелизма. Первые два стиха передают состояние природы, два заключительных – состояние человеческой души. (Неспроста во всех строфах Лермонтов отделил их многоточиями).
      В первой строфе герой и парус удалены друг от друга: герой находится на берегу, а парус – «в тумане моря». Однако это родственные образы – ведь парус блуждает в тумане, а лирический герой – в «житейском море». Уже первые четыре строки построены на контрасте: спокойный пейзаж и мятущаяся душа героя (он чего-то ищет, чувствует горечь каких-то потерь и пытается обрести гармонию в своем внутреннем мире).
      Вторая строфа пространственно сближает лирического героя и видимый им пейзаж: герой словно перемещается с берега на само судно: он слышит свист ветра, скрип мачты, видит игру волн. Третья и четвертая строки дают ответ на поставленный в первой строфе вопрос («что ищет он…?»). Частица «увы» здесь говорит нам о разочаровании человека, об усталой душе, не верящей в саму возможность счастья.
      Первые две строки третьей строфы создают образ «вселенской гармонии». Разрушить ее способна только буря. Но именно к ней стремится парус, а значит – и душа лирического героя.
      Итак, стихотворение построено на контрасте: образ бури и образ покоя. Исследователи творчества Лермонтова признают оригинальный внутренний парадокс стихотворения. Ведь для романтического героя Лермонтова жизненный идеал воплощается одновременно и в покое, и в буре. В стихотворении звучит намек на потребность воссоединения противоположностей, ни одна из которых не может удовлетворить вполне.
      Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Лермонтов использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («луч солнца золотой» и др.), олицетворение («играют волны», «ветер свищет» и др.), инверсию («В тумане моря голубом» и др.), анафору и синтаксический параллелизм («Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?..»), аллитерацию на сонорные «л» – «н» и шипящие – свистящие («Над ним луч солнца золотой», «Он счастия не ищет / И не от счастия бежит»), ассонанс на «у», «о» («В тумане моря голубом»), восклицания, риторические вопросы, многоточия.

      • Работа над произведением по вопросам учебника.
      • Заполнение таблицы.


      Образ парусаОбраз моряОбраз лирического героя
      признакидействия
      белеет
      одинокий
      мятежный
      ищет
      кинул
      не ищет
      бежит
      просит бури
      туман голубой
      играют волны
      ветер свищет
      струя светлей лазури
      луч солнца золотой
      одиночество
      поиск близкого
      тревога
      разочарование
      мятежность
      безысходность


    ІV. Подведение итогов урока.


    Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
    – Нашло ли это произведение отклик в вашей душе?
    Стихотворение Лермонтова «Парус» иллюстрировали многие художники. Его тонкий внутренний ритм позволил композиторам положить стихи на музыку. Сейчас на фоне коллажа картин художника-мариниста И.К. Айвазовского прозвучит прекрасный романс А.В. Варламова «Парус» в исполнении юного певца Филиппа Иванова (или: С. Лемешева, О. Погудина, Е. Нестеренко и др.).

    V. Домашнее задание.


    Выписать в рабочие тетради из стихотворения «Парус» все средства художественной выразительности. Выучить стихотворение наизусть и подготовиться к выразительному чтению.все для dle
    Просмотров: 2 424
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.