Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Уроки 24-25. Баллада Пушкина Песнь о вещем Олеге


    Уроки 24-25. Баллада Пушкина Песнь о вещем Олеге

    Рейтинг:

    УРОКИ 24-25


    Уроки 24-25. Баллада Пушкина Песнь о вещем Олеге


    Тема. Источники и идейно-художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.


    Цель: прокомментировать историческую основу «Песни о вещем Олеге»; раскрыть тему и идею произведения; проанализировать характеры персонажей; объяснить понятие «баллада»; учить делать выводы об авторской мысли и высказать свою точку зрения о произведении; развивать аналитическое мышление учеников; совершенствовать навыки выразительного чтения.
    Оборудование: книги («История государства Российского» Н.М. Карамзина (Т. 1); «Повесть временных лет»; текст пушкинской баллады); иллюстрации к балладе В.М. Васнецова; презентации к уроку http://festival.1september.ru/articles/627616/ или http://www.uchportal.ru/load/258-1-0-18854 или http://prezentacii.com/literatura/10323-pesn-o-veschem-olege.html; карточки с толкованием понятия «баллада».
    Типы уроков: урок изучения нового материала; урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    III. Изучение нового материала.


    «Я не верю той любви к отечеству, которая презирает его
    летописи или не занимается ими: надобно знать, что любишь;
    а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем».
    Н.М. Карамзин

    1. Мотивация учебной деятельности.
      Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на доске. Это высказывание принадлежит известному русскому писателю, общественному деятелю и талантливому историку Н.М. Карамзину (1766-1826). Достижением Карамзина-историографа стало создание им 12-томной «Истории государства российского» (от древнейших времен до XVII века). Успех этой работы превзошел все ожидания. Каждый образованный славянин считал своим долгом познакомиться с этим уникальным творением, чтобы заглянуть в героическое прошлое своего народа.
      А.С. Пушкин был современником Карамзина. Большой поклонник истории своего народа, он, как известно, был хорошо знаком с карамзинской работой и проявлял большую заинтересованность общим прошлым славянских народов – русского и украинского, запечатленным в древних летописях, и прежде всего – в «Повести временных лет».
      Эта заинтересованность усилилась после посещения поэтом Киева, где всегда особенно чтили легенду о киевском князе Олеге. Пушкин побывал на могиле князя, которая находилась на горе Щекавице. Это и стало непосредственным толчком к реализации поэтом уже созревшего в его поэтическом воображении художественного замысла.
      В 1822 году Пушкин написал свою знаменитую «Песнь о вещем Олеге». Это произведение стало первой русской истинно национальной балладой с историческим сюжетом. Использовав исследования Карамзина, основанные на «Повести временных лет» Нестора, Пушкин обратился в своем произведении к временам объединения русских земель вокруг Киева – «матери городов русских».
      Почему для воплощения своего замысла Пушкин выбрал именно жанр баллады?
    2. Теория литературы. «Баллада».
      Комментарий. Баллада – достаточно сложный для осмысления 6-классниками литературный жанр. В то же время он открывает широкие возможности для художественного анализа. После изучения лирических стихотворений Пушкина ученики должны «переключиться» на восприятие сюжетного поэтического произведения, которое уже нельзя отнести к понятию «лирика». Учитель может предварительно сказать, что баллада относится к объединяющему роду литературы – лиро-эпосу, поскольку сюжетная основа (то, что характерно для прозы) сочетается в ней со стихотворной формой. Авторские мысли и чувства, являющиеся основой лирики, в балладе отходят на второй план. И если лирическое произведение пересказать почти невозможно, то содержание баллады легко воспроизводится читателем, поскольку в ее основе – не внутренний мир поэта, а запечатленные им «внешние» события.
      Чтобы упростить работу школьников, предлагаем учителю предварительно размножить на индивидуальных карточках литературоведческое толкование понятия «баллада».
      Баллада – это произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай.
      Признаками классического балладного жанра можно считать следующие:
      • повествование ведется от автора;
      • события излагаются в хронологической последовательности;
      • действие сосредоточено вокруг одного сюжетного узла;
      • сюжет отличается остротой и напряженностью (драматизмом);
      • сочетаются реальные и фантастические элементы;
      • герои баллады раскрываются не во внешнем описании, а через поступки;
      • в текст вводятся диалоги, которые призваны усилить драматизм;
      • общечеловеческий характер событий осмысливается через судьбы отдельных людей;
      • ритм повествования динамический;
      • для стиля характерны патетика, присутствуют элементы героики.

      В анализе пушкинского произведения важно также обратить внимание на то, что автор включил в его название слово «песня». Таким образом он подчеркнул связь своей баллады с историческими песнями, которые были широко представлены в славянском фольклоре.
    3. Историческая справка и словарик (Олег, Игорь, Ольга, Константинополь, Царьград, вещий, хазары, праща, волхвы, тризна – по вступительной статье и ссылках к тексту баллады в учебнике – с. 55-59).
    4. Особенности осмысления Пушкиным исторического материала.
      Создавая балладу, Пушкин отказался от объемного сюжета. Произведение открывается описанием выступления Олега в поход против хазар, то есть уже после блестящего завоевания им Константинополя. Но, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Пушкин вкладывает необходимые читателю сведения из прошлой жизни князя в хвалебные слова кудесника. В речи волхва подчеркнута смелость, даже дерзость Олега (прибил в знак безоговорочной победы свой щит на царьградских воротах), раскрыто везение в боях киевского князя и изображена зависть его недругов. Именно такая характеристика Олега нужна поэту для реализации своего главного замысла: он избрал для сюжета баллады летописную легенду о неудачной попытке вещего князя обмануть судьбу.
      Пушкин подробно описал встречу Олега с прорицателем. Так краткое упоминание в «Повести временных лет» о предвидении волхвов разрослось в балладе до развернутого, психологически мотивированного пророчества: ведь сама неожиданность рокового предсказания должна была произвести сильное впечатление на князя Х века (в то время все беспрекословно верили, что от судьбы не уйдешь). В 8 строфе поэт изобразил целую гамму переживаний князя, обеспокоенного пророчеством, а потом описал его трогательное прощание с конем.
      В «Повести временных лет» (так же, как и в историческом исследовании Карамзина) между пророчеством и смертью Олега прошло четыре года. Пушкин значительно увеличивает этот период: между 10 и 11строфами прошло немало времени, ведь кудри Олега и его друзей стали белыми. (То есть, взяв за основу древнерусскую легенду, поэт не лишил себя права на художественный вымысел). Вспоминая древнее предсказание, Олег насмехается над кудесником. Здесь баллада доходит до кульминации – наивысшей точки в развитии конфликта произведения. Для усиления драматизма Пушкин включает в текст прямую речь героя, характерную для жанра баллады. Драматизм не уменьшается до развязки произведения, ведь и она представлена в форме прямой речи Олега: сначала трогательное прощание князя с костями умершего друга, а потом дерзкий спор героя с предсказанной ему судьбой. Олег скептически произносит: Так вот где таилась погибель моя! / Мне смертию кость угрожала!
      Финал баллады представляет собой описание тризны в честь Олега – пира его боевой дружины. Таким образом, создается своеобразное кольцевое обрамление смерти князя: банкет Олега и тризна по Олегу. Так Пушкин раскрывает корни народного мировоззрения, народных верований и народной психологии.
    5. Работа на уроке с текстом баллады (вопросы и комментарии).
      Поскольку произведение по жанру – лиро-эпическое, то есть имеет сюжетную основу, то работу надо начинать с усвоения школьниками содержания баллады.
      • Была ли у «Песни о вещем Олеге» фактическая основа? Кто такой Олег? В каком столетии происходили описанные Пушкиным события? Почему Олега прозвали «вещим»? Кто такие хазары?
      • Какие литературно-исторические источники использовал Пушкин для написания своего произведения? (летопись «Повесть временных лет» Нестора, «История государства российского» Н.М. Карамзина).
      • С каким настроением выступает в поход против хазар Олег? (Он хочет «мечами и пожарами» отомстить им за набеги).
      • Кого встречает Олег? Что он хочет узнать от этого человека? («Что сбудется в жизни со мною?»)
      • Как построен диалог Олега с кудесником? Как ведут себя участники разговора? (Олег успокаивает колдуна («Не бойся меня») и даже обещает ему коня за честное предсказание. Но колдун и не думал бояться князя. Ведь он убежден, что способность предвидеть события – важнее материальных ценностей).
      • О каких подвигах Олега мы узнали со слов колдуна? Зачитайте из текста баллады.
      • Что предсказал колдун и как отреагировал Олег на его слова? (Князь сделал вид, что ему все равно, однако его «чело и взор омрачилися думой». Видимо, он задумался о том, как поспорить с судьбой, перехитрить ее).
      • Как поступил Олег со своим конем? Жалко ли ему было расставаться с верным другом? Найдите и прочитайте сцену прощания в балладе.
      • С какой строфы баллады начинается описание совсем другого периода из жизни князя Олега? Много ли прошло времени? (Да, довольно много, потому что кудри Олега и его друзей стали «белы, как утренний снег»).
      • Как теперь оценивает Олег давнишнее предсказание кудесника? (Называет его слова ложью, а старика – безумным). Почему? Куда поехал Олег?
      • Прочитайте слова, которые являются кульминацией пушкинского произведения («Так вот где таилась погибель моя! / Мне смертию кость угрожала!»). Докажите, что именно в них сосредоточена высшая точка драматизма событий.
      • Выскажите свое мнение: смерть Олега была случайностью или наказанием за пренебрежительное отношение к своей судьбе? Можно ли на этот вопрос дать однозначный ответ?

    6. Черты балладного жанра в «Песне о вещем Олеге» (устно).
      – Какие признаки жанра баллады есть в «Песне о вещем Олеге»? Устно докажите каждую из них с опорой на текст произведения:
      • произведение имеет сюжет (то есть в нем описаны не только чувства человека, но и жизненные события, развивающиеся в пространстве и во времени);
      • в основу сюжета положена народная историческая легенда;
      • ощутим драматизм описываемых событий;
      • в текст включена диалогическая речь;
      • главный герой раскрывается преимущественно через поступки;
      • через судьбу отдельного человека осмысливаются общечеловеческие проблемы (а именно: не стоит дерзко спорить с судьбой).

    7. Характеристика образов.
      Способы создания образа Олега:
      авторское описание, портретные штрихи (См. иллюстрации В.М. Васнецова: таким ли вы представили себе князя по тексту баллады?), речь героя, характеристика князя в словах кудесника, поступки, взаимоотношения с окружающими.
      Микрофон. Характеристика Олега: а) в начале баллады; б) после смерти коня.

      Олег в начале балладыОлег после смерти коня
      Это властный воин, обласканный судьбой. Им покорены народы, города, его щит – «на вратах Цареграда». В принятии решений он смел, решителен, даже жесток. «Села и нивы» непокорных недругов «обрек он мечам и пожарам». Но он – патриот, он всегда думает о своем княжестве, защищает его от «соседей-врагов», храбро сражается за его честь и славу.
      И все же инстинкт самосохранения толкает Олега на расставание с боевым товарищем – конем.
      Осознающий приход старости, князь в минуту воспоминаний вновь спрашивает о коне. Пришло время подводить итоги жизни. Торжество блестящих побед не заменили отсутствия боевого друга, который, наверное, очень тосковал по своему хозяину. Олега до сих пор мучает грех предательства. Узнав о смерти коня, князь переживает душевную трагедию. Он осознает, что был неправ, когда усомнился в верности друга. Покаяние пришло с возрастной мудростью. Его мысли теперь направлены не на предвиденье будущего, а на прозрение прошлого. И, словно за предательство дружбы, князь наказан роковой смертью: не в бою, а бесславной – от укуса змеи.


      Образ кудесника.
      Это старый мудрый человек, который, хоть и ушел в отшельничество, все же живет с мыслями о людях, о превратностях их судеб. Ему известен весь доблестный путь Олега. Кудесник отвергает материальные блага и поэтому отказывается от подарка князя. Он смел и независим, не боится «могучих владык» и говорит все им прямо в лицо. Кудесник осознает свое духовное величие – ведь он «с волей небесною дружен». А свой язык он называет «вещим» за способность предсказывать судьбу.
    8. Дискуссия:
      – Как же должен был поступить князь после предсказания кудесника? Правильно ли он сделал, приказав забрать от него коня – своего верного боевого товарища?
      Наводящий вопрос учителя:
      – А как князь представлял себе ту смерть, которую он будто бы мог «принять от коня своего»? (Конечно же, в бою: конь испугался, споткнулся, сбросил всадника, нанес ему случайный удар копытом и т. п.).
      В этом и заключается главная интрига – неожиданность развязки баллады: ведь князь хоть и погибает от коня, но не в смертельном бою... Развязка дает нам понимание художественной темы и идеи баллады.
    9. Тема и идея баллады.
      Тема «Песни о вещем Олеге»: человек не может уйти от своей судьбы, перехитрить ее.
      Идея произведения: утверждение ценности дружбы и доверия во всех их проявлениях (даже если твой друг – четвероногий).
    10. Выразительное чтение баллады «Песнь о вещем Олеге».
      • Теория выразительного чтения.
        К известным уже ученикам понятиям «пауза» и «ударение» добавляем информацию об «эмоциональности чтения».
        Эмоциональность чтения – это умение чтеца верно передать те чувства и эмоции, которые автор вложил в свое произведение. Работать над эмоциональностью надо поэтапно. Сначала определяем преобладающий настрой произведения (например, в «Песне о вещем Олеге» он драматический), а затем на полях стихотворения вписываем советы по чтению конкретного отрывка текста (строфы, строки и т.д.). Они касаются как темпа чтения (быстро, в среднем темпе, медленно), так и чувств автора и чтеца (взволнованно, напряженно, разочарованно, печально, тревожно, испуганно, раздраженно, безразлично, нежно, удивленно, тревожно, презрительно, недоверчиво, возвышенно, иронически, добродушно, стыдливо, с отчаянием, с гордостью, с досадой, с восторгом, с раскаянием, с брезгливостью, с жалостью и т.п.).
      • Рекомендации к чтению каждой строфы баллады.
        І строфа – экспозиция; медленная, повествовательная интонация, сдержанность эмоций;
        II строфа – начало завязки; быстрее, последняя строка (в ожидании прямой речи героя) в более медленном темпе;
        III строфа – мягким, вежливым тоном (передаем уважение Олега к кудеснику);
        IV-VII строфы (слова волхва) – первая из строф медленно, рассудительно, с достоинством. Три следующих – эмоционально, с чувством уважения к Олегу, восхищением его деяниями (экспрессивность речи постепенно слегка нарастает). Перед последней строкой («Но примешь ты смерть от коня своего») – достаточно длинная психологическая пауза;
        VIII строфа – медленно, задумчиво, с нарастающей грустью (передаем смятение чувств героя);
        IX-X строфы – с началом прямой речи снова быстрее, максимально вкладывая в слова горечь князя от вынужденной разлуки с верным другом – конем. Длинная пауза перед началом следующей строфы (так как прошло немало времени);
        XI строфа – в меру медленно, с повествовательно-информативной интонацией;
        XII строфа – оживление интонации на прямой речи (в словах Олега – искренняя надежда, что его конь еще жив). Психологическая пауза в конце прямой речи. Последние две строки – с грустью;
        XІІІ строфа – слова Олега – печально, в конце прямой речи – с отчаянием;
        XIV строфа – назревание кульминации, в нейтральный по своему характеру рассказ постепенно входят нотки драматизма (потому что начинает раскрываться тайна, положенная в основу баллады);
        XV строфа – первая строка – медленно, негромко, подчеркнув голосом слова «череп коня» (внутренний драматизм нарастает), но в словах Олега пока не чувствуется приближение беды – он не подозревает, что его ждет; в его речи лишь чувство вины за то, что он пережил своего верного друга;
        XVI строфа – кульминация, т.е. высшая точка драматизма. В словах Олега – надменный вызов судьбе (это подчеркивается восклицательными знаками после его реплик). Прямая речь завершается ярко выраженной восходящей мелодикой. Дальше – обрыв речи, психологическая пауза. 3-4-я строки – медленно, четко выговаривая каждое слово. 5-у строку – с нарастающим темпом, в конце ее – резкий обрыв в речи и небольшая, но эмоциональная психологическая пауза. 6-ю строку (развязка баллады) – напряженно, с психологической паузой после слова «вскрикнул». В конце строфы – длинная пауза;
        XVII строфа – это своеобразный эпилог произведения, его надо прочитать медленно, равномерно, с легкой грустью, с интонацией завершения повествования.
      • Работа над речевой партитурой отрывка баллады.
        Поскольку «Песнь о вещем Олеге» – произведение достаточно длинное, учитель может ограничиться коротким комментарием к чтению отдельных его строф, а для детальной отработки навыков выразительного чтения (и в первую очередь, эмоциональности) достаточно взять XV-XVI строфы. Делаем с учениками полный их разбор (расставляем паузы, подчеркиваем слова, на которые падает фразовое и логическое ударение, обозначаем отдельные элементы мелодики и комментируем особенности эмоциональности чтения). Ученики выучивают отрывок наизусть и читают в классе на оценку. Обязательной формой работы является самооценка чтения и оценка одноклассников.

        Предлагаем речевую партитуру XV-XVI строф:
        Князь тихо на череп коня наступил |
        И молвил: | «Спи, друг одинокой! |
        Твой старый хозяин тебя пережил: ||
        На тризне, | уже недалекой, |
        Не ты под секирой ковыль обагришь |
        И жаркою кровью | мой прах напоишь! ||

        Так вот где | таилась погибель моя! |
        Мне смертию кость угрожала!» \/
        Из мертвой главы гробовая змея |
        Шипя между тем выползала; ||
        Как черная лента, | вкруг ног обвилась: \/
        И вскрикнул \/ внезапно ужаленный князь. |


    ІV. Подведение итогов урока.


    «Песнь о вещем Олеге» – это нравственный урок седой истории, навеки запечатленный древними летописями и поэтически преображенный вдохновением великого художника слова – Александра Сергеевича Пушкина.
    Рефлексия. Прочитайте еще раз одно из наиболее запоминающихся 4-стиший баллады:
    “Волхвы не боятся могучих владык,
    И княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен...”
    – Как вы думаете, близки ли слова кудесника мыслям и чувствам самого Пушкина? Можно ли их отнести к поэтическому творчеству?

    V. Домашнее задание.


    Составить план содержания баллады. Заполнить в рабочих тетрадях таблицу «Жанровые признаки баллады в «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина». Подготовиться к выразительному чтению наизусть отрывка из пушкинского произведения.все для dle
    Просмотров: 12 308
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.