Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 23. Стихотворение А.С. Пушкина Зимнее утро


    Урок 23. Стихотворение А.С. Пушкина Зимнее утро

    Рейтинг:

    УРОК 23


    Урок 23. Стихотворение А.С. Пушкина Зимнее утро


    Тема. Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро».


    Цель: раскрыть поэтичность нарисованных А.С. Пушкиным картин; проанализировать роль изобразительно-выразительных средств в создании настроения произведения; развивать навыки художественного анализа поэтических текстов; совершенствовать умение учеников грамотно строить связные высказывания; разъяснить сущность понятий «ритм», «стихотворный размер», «стопа», «рифма», «рифмовка», «строфа»; обучать школьников основам стиховедения.
    Оборудование: презентация «Картины русских живописцев с изображением зимы» (Шишкин И.И. «Зима в лесу», Кустодиев Б.М. «Зима», Клевер Ю.Ю. «Зимний пейзаж», Коровин К.А. «Зимой», Крыжицкий К.Я. «Лес зимой», Колесников С.Ф. «Зимний пейзаж», Бакшеев В.Н. «Зимний пейзаж», Бродский И.И. Зима, Васнецов А.М. «Зимний сон», Жуковский С.Ю. «Зима»; музыка: Вивальди А. «Времена года. Зима»; Чайковский П.И. «Времена года. Зима»; иллюстрации учеников к стихотворению.
    Тип урока: комбинированный урок; вид – защита ученических проектов.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    1. Зачитывание учениками подготовленных дома письменных высказываний по стихотворению «Няне».
    2. Чтение стихотворения наизусть.

    III. Изучение нового материала.


    1. Мотивация учебной деятельности.
      Сегодня мы продолжим разговор о лирике А.С. Пушкина. Но для того чтобы анализ его стихотворений проводить глубоко и всесторонне, мы должны ознакомиться с еще несколькими литературоведческими понятиями. Они касаются раздела науки, который имеет название «Стиховедение». Стиховедение – это наука о ритмической организации поэтической речи, о звуковой форме литературных произведений.
    2. Теория литературы.
      Чтобы помочь 6-классникам усвоить непростой материал по организации стихотворной речи, учитель должен сочетать теоретические сведения с игровыми формами работы. Сначала напомним ученикам, сто такое «стих». Как свидетельствует практика, ученики путают (а точнее – отождествляют) понятия «стих» и «стихотворение». Поэтому еще раз подчеркиваем, что стих – это литературоведческое (научное) название стихотворной строки (а не целого поэтического произведения).
      Далее учитель может прокомментировать теоретико-литературный материал учебника (с. 49-50) или использовать предложенный ниже нами. Определения литературоведческих терминов и понятий лучше представить в виде таблицы или спроектировать на экран.
      В организации стихотворной речи выделяют четыре основных элемента: ритм, размер, рифма, строфа.
      • Ритм (греч. – соразмерность). В общем смысле под ритмом принято понимать четкое чередование, повторяемость каких-либо одинаковых элементов. Применительно к поэзии ритмом называют упорядоченное чередование ударных и безударных слогов. Ритм является главным признаком стихотворной речи. Чтобы его ощутить на слух, достаточно проскандировать стихотворную строку. Еще более очевидным станет стихотворный ритм, если мы будем отстукивать стих или делать зарядку под чтение стихотворного произведения (то есть совершать ритмичные действия). Давайте встанем и помаршируем под известные вам стихотворные строки:
        Наша Таня громко плачет:
        Уронила в речку мячик.
        – Тише, Танечка, не плачь:
        Не утонет в речке мяч.
        – Уловили ли вы ритмичность стихотворной речи?
        А теперь проделаем то же, но уже скандируя другие не менее известные вам слова:
        В лесу родилась елочка,
        В лесу она росла,
        Зимой и летом стройная,
        Зеленая была.
        Если вы внимательно прислушаетесь к звучанию этих двух 4-стиший, то обязательно заметите, что их ритм отличается. В первом случае мы слышим: рАз-два, рАз-два, рАз-два, рАз-два, а во втором – раз-двА, раз-двА, раз-двА, раз-двА.
      • От формы стихотворного ритма (т.е. от того, на какие по счету слоги падает ударение) зависит стихотворный размер – способ звуковой организации стиха. Если ударные слоги повторяются через один (1-й, 3-й, 5-й, 7-й в первом стихотворении или 2-й, 4-й, 6-й, 8-й во втором) – то такой стихотворный размер называют двусложным. Он представляет собой сочетание: либо ударный + безударный (хорей), либо безударный + ударный (ямб).
        Примечание. Для развития необходимого чутья ритма у учеников можно также использовать такую распространенную в стиховедении ассоциативную иллюстрацию: Ва́ня – хорей, Ива́н – ямб. (И в дальнейшем: Ва́нечка – дактиль, Ваню́ша – амфибрахий, Иоа́нн – анапест). То есть первое 4-стишие можно отчеканить так: «Ва́ня, Ва́ня, Ва́ня, Ва́ня», а второе – «Ива́н, Ива́н, Ива́н, Ива́н».
        Полную характеристику стихотворного размера можно дать лишь тогда, когда мы уясним еще одно понятие – стопа. Она представляет собой повторяющееся сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными. Стопа служит единицей измерения длины стиха, то есть, если хорей в стихотворной строчке повторяется 4 раза, то мы говорим о 4-хстопном хорее, а если ямб повторяется 5 раз, то это, соответственно, будет 5-стопный ямб.
      • Рифма – это регулярный звуковой повтор в конце стиха, выполняющий организационную функцию в стихосложении и вызывающий ощущение звуковой гармонии. Рифма подчеркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. Своим звучанием она «возвращает» нас к предыдущей строке, заставляя все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе. Выступая в организационном качестве, рифма «акцентирует» концы стихов, образуя после себя паузы, дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов.
        С понятием «рифма» тесно связан еще один стиховедческий термин – рифмовка. Рифмовка характеризует порядок, систему чередования рифм в стихе. Обозначается она буквами в конце каждого стиха. Например, абаб – перекрестная рифмовка, аабб – смежная (или парная), абба – кольцевая (или опоясывающая)
      • Строфа – это объединение нескольких строк стихотворения, которые имеют интонационное сходство, общую систему рифм, регулярно повторяются в произведении и обычно выражают законченную мысль. Самая распространенная в русской поэзии строфа – это четверостишие. Однако есть строфы из двух стихов, из шести, восьми, четырнадцати и др.

    3. Подготовка к восприятию стихотворения «Зимнее утро».
      – Приходилось ли вам бывать зимой в деревне?.. Представьте себя в деревенском доме в раннее зимнее утро. Еще не все проснулись, но уже затоплена печь и в ней потрескивают горящие поленья. Из окон – вид на заснеженные поля, дальний лес. В комнате тепло и уютно, а за окном – трескучий мороз. Над горизонтом полоска золотистой зари, а выше – чистое голубое небо. Такое утро обещает яркое солнце днем. Мороз и солнце! Чудесная зимняя погода, не правда ли?.. Дома у печки греться в такой день или взять санки да на горку? Как лучше поступить?..
      О прекрасном зимнем утре, морозном и солнечном, написал стихотворение А.С. Пушкин. Оно так и называется – «Зимнее утро». Сейчас вы его услышите.
    4. Выразительное чтение стихотворения (учителем или подготовленным учеником).
    5. Защита ученических мини-проектов.
      Проект 1. Настроение стихотворения. (Опорные сведения).
      С первых строк стихотворения поэт настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Эти радостные чувства наполняют душу лирического героя.
      Небольшое изменение характерно для настроения второй строфы, в которой поэт вспоминает о предыдущем дне, когда «вьюга злилась» и лирическая героиня «печальная сидела». Но даже в описании непогоды нет избыточного сгущения мрачных красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.
      А поэтому небольшая грустинка сразу же исчезает в третьей строфе, представляющей собой талантливейшую зарисовку зимнего пейзажа. По контрасту со вчерашней бурей великоле¬пие зимнего утра ощущается еще сильнее. Это настроение передается читателю, переполняя его истинным счастьем. Строки пронизаны свежестью и чистотой, восхищением поэта увиденной картиной, в них чувствуется преклонение Пушкина перед красотой родного края, который в любое время года не перестает его удивлять.
      Приподнятый настрой сохраняется до конца стихотворения, постепенно привнося в строки дополнительную свежеть, бодрость и чувство неустанного движения – ведь дальше следует обращение к «милому другу», приглашение на прогулку по сверкающим зимним снегам.

      Проект 2. Толкование непонятных слов и выражений. (Опорные сведения).
      Нега – состояние безмятежного покоя, наслаждения, полного удовольствия. Употребляя слова «нега», Пушкин, скорее всего, имел в виду приятный, сладкий сон.
      В словосочетании «открой…взоры» существительное «взоры» имеет старое значение – «глаза».
      Аврора – так в мифологии называли богиню утренней зари. А Пушкин использовал это имя как нарицательное, то есть назвал им саму утреннюю зарю. Представление Авроры как символа утренней зари достаточно распространено в поэтической и образной речи. (В метеорологии традиционно Авророй называют Полярную зарю в Арктике, или Северное сияние).
      Навстречу северной Авроры – правильно должно быть «навстречу северной Авроре» (так как после предлога «навстречу» существительное должно употребляться в дательном падеже). У Пушкина – родительный падеж – «Авроре». Но это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая (архаическая) форма, которая была нормой для Пушкина и его современников.
      Звездою севера явись – в пушкинских черновиках читаем: Навстречу северной Авроры / Другой Авророю явись! То есть, лирический герой стихотворения призывает красавицу проснуться и явиться пред Авророй такой же прелестной, как и сама утренняя звезда (следовательно, достойной самой Авроры). Предполагают, что, поменяв слова «другой Авророю» на «звездою севера», Пушкин подразумевал самую красивую женщину северной столицы России – Петербурга.
      Вечор – разговорное, устаревшее слово, которое обозначает «вчера».
      Нынче – устаревшее звучание слова «сейчас».
      Лежанка – невысокий выступ русской печи, на котором, греясь, отдыхали и спали.
      Велеть – устаревшее звучание слова «приказать».
      Запречь – старая форма глагола «запрячь»; она была допустима во времена Пушкина, и поэт избрал именно ее, чтобы создать точную рифму к слову «печь».
      Берег – слово употребляется не в основном, прямом, значении «край земли около реки», а в значении «местность около реки». Возможно, Пушкин имел в виду местность около Верхней Волги, так как стихотворение было написано в Старицком уезде Тверской губернии, в поволжском селе Павловском П.И. Вульфа, дяди друзей Пушкина. Поэт гостил у него по дороге из Москвы в Петербург. Здесь также было написано еще одно из стихотворений Пушкина о зиме – «Зима, что делать нам в деревне? Я встречаю...»

      Проект 3. Лирический герой стихотворения.
      Стихотворение «Зимнее утро» представляет собой монолог лирического героя. Однако в произведении также есть героиня, которой и посвящены эти вдохновенные поэтические строки. Ее поэт называет «красавицей», «другом прелестным» и «другом милым».
      Лирический герой представляется нам человеком открытым, жизнерадостным, бодрым, оптимистическим, не боящимся переполняющих его чувств и эмоций. В его душе отсутствуют притворство и наигранность, поэтому каждая строчка стихотворения пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Лирическому герою присуще умение любоваться красотой окружающей природы, тонко подмечать все, что в ней происходит. Вспоминая вчерашний день и наблюдая за днем сегодняшним, герой не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах. Так пейзаж становится средством создания образа героя, раскрытия его духовного мира.
      Созерцание героем природы плавно переходит в стихотворении к описанию им обстановки комнаты, которая тоже озарена солнечным («янтарным») светом. Чувство радости лирического героя растет и требует движения – ему хочется навестить «поля пустые». Герою доставляют удовольствие простые житейские радости – санная прогулка по свежему утреннему снегу. Он мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора и позволит ощутить единство человека и природы – изменчивой, непредсказуемой, но роскошной в своей красоте. Лирический герой приглашает на прогулку еще нежащуюся в постели девушку, к которой он испытывает искренние дружеские чувства. Но самая сильная привязанность, в которой признается лирический герой стихотворения, – это милый сердцу берег, то есть наиболее дорогие для него места.

      Проект 4. Изобразительно-выразительные средства в изображении картин природы. (Опорные сведения).
      В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа. Это вчерашний пасмурный, вьюжный день, и сегодняшнее восхитительное солнечное утро. То есть в основе пушкинского взгляда на природу лежит противопоставление. А следовательно, и изобразительно-выразительные средства поэт подчинил воплощению своего замысла.
      Для анализа пушкинского мастерства обратимся ко второй и третьей строфам. (По желанию учителя и учеников может быть проведен анализ изобразительно-выразительных средств во всем пушкинском стихотворении).
      2-я строфа:
      Вьюга злилась – метафора, точнее – ее разновидность – олицетворение.
      Мутное небо – изобразительный эпитет.
      Мгла носилась – олицетворение.
      Луна, как бледное пятно – сравнение.
      Мрачные тучи – изобразительный эпитет.
      Ты печальная сидела – лирический (индивидуально-авторский) эпитет.
      3-я строфа:
      Голубые небеса, прозрачный лес – изобразительные эпитеты.
      Великолепные ковры – лирический эпитет.
      Оригинальность пушкинской колористики. Во второй строфе главным цветом был мутно-желтый. Третью строфу Пушкин «раскрасил» в голубой, черный и зеленый цвета. Интересно, что автор ни разу не употребляет слова «белый». В этом нет необходимости, ведь его успешно заменяет слово «снег». Причем основным зрительным ощущением зимнего пейзажа становится блеск (дважды повторяются слова с этим корнем: блестя и блестит).
      Статичность дневного пейзажа дает возможность рассмотреть его красоту в подробностях: она как будто бы запечатлена кистью художника. У Пушкина – это «живопись словом».

      Проект 5. Презентация подготовленных учениками иллюстраций ко второй и третьей строфе (мрачный и светлый пейзаж).
    6. Анализ ритмической организации стихотворения (закрепление представленных на уроке теоретических понятий).
      Работу проводим на примере одной из строф произведения.
      Под голубыми небесамиа
      Великолепными коврами,а
      Блестя на солнце, снег лежит;б
      Прозрачный лес один чернеет,в
      И ель сквозь иней зеленеет,в
      И речка подо льдом блестит…б

      1. Строфа – 6-стишие.
      2. Рифмовка: первые две строки – смежная, остальные четыре – кольцевая (или опоясывающая).
      3. Рифма. Созвучия образуют пары: небесами – коврами, лежит – блестит, чернеет – зеленеет.
      4. Размер 4-стопный ямб (с пиррихиями). Поскольку в русском языке большое количество слов состоит более чем из двух слогов, то в стихотворениях обычно не бывает «чистого» двусложного размера. Ведь мы не можем в одном слове делать два ударения. Сочетание в стопе двух безударных слогов получило название пиррихий. (В рассматриваемой строфе он есть в 1, 2 и 5-м стихе).

      U U / U – / U U / U – / U
      U U / U – / U U / U – / U
      U – / U – / U – / U –
      U – / U – / U – / U – / U
      U – / U – / U U | U – / U
      U – / U – / U – / U –

    ІV. Подведение итогов урока.


    Сегодня мы проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Из подготовленных учениками проектов вы узнали о настроении пушкинского произведения, особенностях его лирического героя, рассмотрели художественное мастерство поэта. А еще вы усвоили новые знания по стиховедению и сделали разбор одной строфы стихотворения.

    V. Домашнее задание.


    Сделать стиховедческий разбор еще одной строфы стихотворения «Зимнее утро» (по выбору ученика). Прочитать текст баллады Пушкина «Песнь о вещем Олеге».все для dle
    Просмотров: 12 263
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.