Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Уроки 21-22. Детские и юношеские годы А.С. Пушкина


    Уроки 21-22. Детские и юношеские годы А.С. Пушкина

    Рейтинг:

    УРОКИ 21-22


    Уроки 21-22. Детские и юношеские годы А.С. Пушкина


    Тема. Детские и юношеские годы А.С. Пушкина. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».


    Цель: рассказать ученикам о детских и юношеских годах А.С. Пушкина; раскрыть особенности личности поэта; углублять интерес учеников к творчеству Пушкина; проанализировать стихотворение «Няне»; развивать навыки словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения; обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения.
    Оборудование: гравюра Е. Гейтмана «Портрет А.С. Пушкина (в детстве)», иллюстрация Н.А. Рамазанова «Пушкин у Лукоморья»; портрет С.Г. Чирикова «Пушкин в юности»; портреты А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского, В.А. Тропинина; автопортреты Пушкина; презентация «А.С. Пушкин в портретах разных художников»; презентации «Детство А.С. Пушкина»; презентация «Лицейские годы А.С. Пушкина».
    Типы уроков: урок изучения нового материала; урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    III. Изучение нового материала.


    1. Мотивация учебной деятельности.
      Новый раздел, к изучению которого мы сегодня приступаем, называется «Страницы поэзии». Прежде чем ознакомиться с вошедшими в него произведениями, мы с вами должны уяснить смысл понятий «поэзия» и «лирика». Давайте прочитаем вступительную статью из учебника (с. 47).
      Итак, поскольку слово «поэзия» переводится с греческого как «творчество», то не удивительно, что до средины ХІХ века поэзией называли всю художественную литературу. Позже значение этого слова сузилось: ученые стали отделять поэзию от прозы, установив, что главной чертой первой является ритмическая организация текста. А теперь запишите в рабочие тетради и запомните толкование терминов «поэзия» и «лирика».
      Поэзия – это ритмически организованная речь, в которой мысли автора выражены в образной форме. Одной из разновидностей поэзии является лирика.
      Лирика (или лирическая поэзия) – это небольшие по объему стихотворения, которые воспроизводят субъективное, то есть личное чувство или настроение автора. Следовательно, основу лирического стихотворения составляют не события или действия героев (как, например, в басне или сказке), а мысли, впечатления, переживания человека, его внутренний мир.
      Если стихотворение относится к лирике, то его героя принято называть лирическим. Обычно он близок к автору произведения. Однако отождествлять автора и лирического героя не стоит, поскольку в художественном произведении большую роль играет вымысел.
      Перелистывая страницы русской поэзии в 5 классе, вы запомнили имена замечательных русских поэтов-лириков: Ф. Тютчев, А. Плещеев, И. Никитин, И. Бунин, С. Есенин, Б. Пастернак и др. Сегодня мы начинаем разговор о поэзии А.С. Пушкина.
      Встречи с творчеством А.С. Пушкина начинаются для каждого человека в раннем детстве, а потом длятся всю жизнь. Его творческое наследие столь обширно и многогранно, что с каждым годом на уроках литературы вы будете открывать перед собой все новые и новые грани его непревзойденного художественного таланта. В 5 классе вы ознакомились со сказками Пушкина. Теперь пришло время окунуться в тайны пушкинской лирики.
      Но, прежде всего, мы с вами должны узнать, в какой семье жил, как воспитывался будущий поэт и кто повлиял на развитие творческих способностей Александра Сергеевича.
    2. Чтение биографии Пушкина (Учебник, с. 48-49). (Чтение сопровождается просмотром одной из презентаций о детстве и юности Пушкина).
    3. Расширение биографического фона интересными сведениями о Пушкине. (Каждое сообщение делает заранее подготовленный ученик).
      • Брат Пушкина Лев Сергеевич таким запомнил Александра в детстве: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Мальчик как будто был соткан из противоречий: нескладный и живой, порывистый, вспыльчивый, веселый и угрюмый, застенчивый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый…»
        И еще одно его воспоминание: «Саша был большой увалень, дикарь, кудрявый мальчик со смуглым личиком… с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались».
      • Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала знаменитого «арапа» Петра І, выходца из северной части Эфиопии (Абиссинии). (Арап – чернокожий человек). Горячая африканская кровь чувствовалась в ней сразу. Черноволосая, кудрявая, с миндалевидными темными глазами, тонким орлиным носом, с гордо посаженной головой, она выделялась экзотической красотой, за что современники называли ее «прекрасной креолкой» (Креолами называли детей, у которых один из родителей был европейцем, а второй – чернокожим). Черты матери унаследовал в своей внешности А.С. Пушкин.
      • Когда Александр был еще ребенком, дом Пушкиных посетил русский писатель Иван Дмитриев. Решив подшутить над оригинальной смуглокожей внешностью мальчика, он произнес: «Какой арабчик!» Но десятилетний внук Ганнибала не растерялся и вмиг выдал ответ: «Зато не рябчик!» Присутствующие взрослые были удивлены находчивости Саши, но в то же время жутко смущены, потому что на самом деле лицо писателя Дмитриева было очень рябое, веснушчатое.
      • Генетические корни А.С. Пушкина обусловили и ряд курьезных историй. Так, в 1926 году американский издатель Каспер Гольдштейн основал премию в размере 100 долларов за лучшее стихотворение темнокожего автора. Эту премию он назвал в честь «выдающегося негритянского поэта, проживавшего в России, – Александра Сергеевича Пушкина».
        В Эфиопии в 2003 году поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».
      • Царскосельский Лицей был основан 19 октября 1811 года. Девизом учебного заведения были слова: «Каждый воспитанник должен жить и трудиться для воплощения в жизнь идей добра, жить для общей пользы». А еще в «лицейской республике» царил дух вольномыслия. Первый (пушкинский) выпуск лицея считается самым лучшим. Он состоял из тридцати даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим товарищам: И. Пущину, В. Кюхельбекеру, А. Дельвигу, А. Горчакову, В. Малиновскому, Ф. Матюшкину. Их он называл «друзья моей души». И эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь:
        Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
        При мирных ли брегах родимого ручья,
        Святому братству верен я.
      • У каждого лицеиста было прозвище. Так, Ивана Пущина называли “Жано”, Вильгельма Кюхельбекера – “Кюхля”, а Пушкин за пристрастие к французской поэзии был прозван “Французом”. Многие из лицеистов писали стихи, а потом устраивали соревнования в стихотворстве. Пушкин почти всегда одерживал первенство.
        О Пушкине И. Пущин писал: «Все мы, видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет)… Обстановка Пушкина в отцовском доме и у дяди, в кругу литераторов, помимо природных его дарований, ускорила его образование, но нисколько не сделала его заносчивым – признак доброй почвы».
      • Каждый год 19 октября лицеисты собирались на дружеские встречи. К одной из таких встреч (в 1825 году) Пушкин написал стихотворение «19 октября 1825». Вот отрывок из него:
        Друзья мои, прекрасен наш союз!
        Он, как душа, неразделим и вечен –
        Неколебим, свободен и беспечен,
        Срастался он под сенью дружных муз.
        Куда бы нас ни бросила судьбина
        И счастие куда б ни повело,
        Все те же мы: нам целый мир чужбина;
        Отечество нам Царское Село.


    4. Работа с гравюрой Е. Гейтмана «Портрет А.С. Пушкина (в детстве)» и иллюстрацией Н.А. Рамазанова (или И.Н. Крамского) «Пушкин у Лукоморья».
      • Посмотрите на портрет Пушкина в детстве. Какие из наследственных особенностей его внешности запечатлены автором гравюры?
      • В окружении каких героев изображен юноша Пушкин на иллюстрации Н.А. Рамазанова (или И.Н. Крамского) к прологу пушкинской поэмы «Руслан и Людмила»?

    5. Подготовка к восприятию стихотворения «Няне».
      Продолжая знакомство со страницами жизни А.С. Пушкина, мы сегодня прочитаем стихотворение, которое поэт посвятил своей няне – Арине Родионовне. Что нам известно об этой женщине, сыгравшей важную роль в приобщении Александра Сергеевича к русскому языку и к устному народному творчеству? Обратимся к биографическим фактам.
      Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово – подмосковное имение бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Вскоре родители Пушкина наняли ему учителя-гувернера. В дворянских семьях того времени был очень популярен французский язык, а поэтому с учителем и всеми членами семьи Пушкин разговаривал по-французски. Он прочитал много французских книг и первые свои стихи написал на французском языке.
      Только с бабушкой и с няней – крепостной крестьянкой Ариной Родионовной Яковлевой – мальчик разговаривал по-русски. Арина Родионовна воплощала в себе все лучшие черты национального русского характера. Слушая нянины сказки и песни, Пушкин научился чувствовать красоту родной речи и всей душой полюбил русский фольклор. Нянины рассказы легли в основу созданных Пушкиным сказок.
      Важно отметить, что Арина Родионовна была наставницей и мудрой советницей не только в детские годы поэта. Когда Пушкин за вольнолюбивый пафос своих стихотворений будет сослан в родовое поместье – Михайловское, именно она, его няня, станет и тогда для него самым близким человеком. Неспроста он, к тому времени уже известный 25-летний поэт, так отзывается о ней в письме к одному из своих друзей: «…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно».
      Образ этой замечательной женщины стал прототипом для няни Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» и няни Владимира Дубровского в повести «Дубровский». Арине Родионовне Пушкин адресовал и свое поэтическое послание – стихотворение «Няне».
      В биографических исследованиях о Пушкине Арине Родионовне всегда отводится почетное место. Об этой замечательной женщине и ее доверительных и нежных отношениях с Пушкиным рассказал автор романизированных биографий русских писателей А.А. Таланов в книге «Чудесный родник» (М.: Детская литература, 1967). Давайте послушаем небольшой отрывок из этой книги.
      …Крохотный, с резным крылечком домик, примыкающий к обветшалому барскому, кажется уютным, даже нарядным. Он называется «няниным» – в нем обитает старая няня, выпестовавшая всех господских детей…
      Няня Арина Родионовна владеет даром привлекать душевным теплом, но это зависит от того, кто явился, – с добром или со злом…
      «Ох уж этот Александр Сергеевич! – всплескивала в ладоши няня. Вечно от его выдумок все ходуном ходит! То домового с рогами изобразит, то обезьяной скачет заморской, иль запоет петухом. И вдруг задумается, загрустит, и тогда, чтобы развеять грусть-тоску, просит: «Расскажи, мама, сказку, лучше тебя никто не умеет их сказывать».
      Он зовет ее мамой. «Оттого, – говорит, – что ты лучше и ближе мне родной матери». И няня тоже в нем души не чает…
      – Экой ты неуимчивый, Александр Сергеевич!
      Няня с наигранной строгостью глядит на Пушкина. Он, облокотясь на подушку в пестрядинной наволочке, полулежит на полатях. В свободной руке у него карандаш, который начинает бег по бумаге, когда няня заводит сказки: очень уж она мастерица их сказывать.
      – Да, небось, уже все переслушал, – отнекивается Арина Родионовна. – И о царе Салтане, и о мертвой царевне и семи богатырях, и о Кощее бессмертном, и о Балде…
      Няня лукавит. Она и сама готова снова окунуться в чарующий мир сказки.
      Какую сказку ни заводит Арина Родионовна, зачин у нее один: «Как на том ли окияне-море глубоком стоит остров зелен, как на том острову стоит дуб зеленый, от того дуба зеленого висит цепь золотая, по той цепи золотой ходит черный кот. Как черный кот во правую сторону идет – веселые песни заводит, как во левую сторону идет – старые сказки сказывает».
      Слушал, слушал Александр Сергеевич этот зачин и однажды обратился к Арине Родионовне:
      – Мама, а вот как по-моему получается:
      У лукоморья дуб зеленый…»

      – Вспомнили ли вы, ребята, эти строки? Кто сможет продолжить чтение?
    6. Анализ стихотворения «Няне».
      • Выразительное чтение стихотворения учителем или заранее подготовленным учеником.
      • Ответы на вопросы по тексту произведения:
        – Веселое или грустное настроение автора передает это стихотворение?
        – Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал эти строки? (Глубокая грусть, щемящая боль, чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки с дорогим человеком).
        – Ощущается ли нежность и забота, признательность и благодарность поэта няне за искреннее участие в его судьбе? Какие слова стихотворения это подчеркивают?
        – Почему жанр стихотворения «Няне» мы определяем как послание? (Лирический герой не может быть рядом с няней, а поэтому обращается с ней мысленно – в адресованных ей стихотворных строках).
      • Образное рисование.
        – Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?
        Слайд 1. Забытый домик «в глуши лесов сосновых».
        Слайд 2. Сидящая под окном грустная старушка с морщинистыми руками, коротающая время вязанием на спицах.
        Слайд 3. Няня стоит у ворот, пристально вглядывается в даль и прислушивается, не едет ли кто-нибудь по дороге.
        Слайд 4. Крупным планом – печальное лицо старушки: она переживает о своем воспитаннике, ее мучат горестные предчувствия («То чудится тебе…»).
      • Композиционное строение произведения.
        Стихотворение можно условно разделить на 4 части: І – обращение лирического героя к няне, ІІ – зарисовка забытого в глуши домика, ІІІ – образ главной героини, ІV– открытый (т.е. недосказанный) финал произведения.
        Исследователи-пушкинисты расходятся во мнениях, как истолковывать последнюю строку стихотворения. Часто звучит мысль, что стихотворение незакончено. Но есть и другая, более интересная версия: Пушкин намеренно недосказывает мысль, чтобы вызвать у читателя поток размышлений, ассоциаций.
      • Рефлексия.
        – Как вы считаете, о чем могла думать няня?
      • Художественные особенности стихотворения.
        В первых строках стихотворения (обращение к няне) Пушкин использует художественный прием, который называется перифраз(а).
        Перифраз – это косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. Он используется для того, чтобы сделать речь более разнообразной, красочной и чтобы избежать тавтологий. Например, чтобы часто не повторять в басне или сказке слово «лев», автор может назвать его «царь зверей», вместо «врачи» можно сказать «люди в белых халатах», вместо «Киев» – «город каштанов» и др.
        Так, у Пушкина перифраз подруга дней моих суровых подчеркивает дружеское отношение няни к своему воспитаннику даже в трудные для него времена. А во втором перифразе (голубка дряхлая моя) соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, несущий оттенок дружеской шутки, а местоимение моя усиливает ласковый тон.
        – Выпишите в рабочие тетради эпитеты из стихотворения «Няне». (Суровых, дряхлая, наморщенных, забытые, черный, отдаленный). Что выражает каждый из них?
        Эпитеты в словосочетаниях голубка дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни; забытые ворота и черный отдаленный путь – выражают тяжесть одиночества няни (ворота давно не открывал дорогой сердцу человек) и становятся символом разлуки.
        Постоянство томительного ожидания няни передает повтор давно, давно, слова всечасно и поминутно, а также сравнение горюешь, будто на часах.
        Душевное состояние няни выражают метафора Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою всечасно грудь... и метонимия И медлят поминутно спицы / В твоих наморщенных руках.
        Важную смысловую роль в стихотворении играет антитеза: светлый – черный (светлица – черный путь).
        Чувство долгого, нескончаемого ожидания подчеркивается тем, что все глаголы даны в настоящем времени (то есть действие не завершено, а продолжает длиться).
        Использование личных местоимений (моих, моя, ты, тебе) придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.
        Все стихотворение написано в мягком, мелодичном, почти песенном ритме.

    ІV. Подведение итогов урока.


    В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине-матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Нарисованный с высочайшим художественным мастерством образ няни раскрывает перед нами и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателей вот уже почти два столетия, потому что не может никого оставить равнодушным.

    V. Домашнее задание.


    Составить связное письменное высказывание о стихотворении «Няне» по схеме, предложенной в рабочей тетради. Выучить стихотворение наизусть. Подготовить мини-проекты по стихотворению «Зимнее утро» (по 2 ученика на проект). Темы для проектов:
    1. Настроение стихотворения.
    2. Толкование непонятных слов и выражений.
    3. Лирический герой стихотворения.
    4. Изобразительно-выразительные средства в изображении картин природы.
    5. Иллюстрации к стихотворению.
    все для dle
    Просмотров: 6 649
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.