Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 20. Традиции классической басни в творчестве С.В. Михалкова


    Урок 20. Традиции классической басни в творчестве С.В. Михалкова

    Рейтинг:

    УРОК 20


    Урок 20. Традиции классической басни в творчестве С.В. Михалкова


    Тема. Традиции классической басни в творчестве С.В. Михалкова.


    Цель: дать краткие сведения о С.В. Михалкове; проанализировать стихотворные («Заяц и Черепаха», «Слон-живописец») и прозаические («Кабан на шее», «Шакал-интриган», «Зеркало») басни Михалкова; развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать и объяснять свою точку зрения, опираясь на текст или собственный опыт; совершенствовать навыки чтения в лицах; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
    Оборудование: тексты басен С.В. Михалкова; портрет (или фото) С.В. Михалкова; мультфильм «Басни С. Михалкова» (1975); запись чтения басни «Слон-живописец» автором; карточка с заданиями; картинки с изображением верблюда, слона, жирафа, страуса, носорога.
    Тип урока: урок изучения нового материала; вид урока – урок внеклассного чтения.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    III. Изучение нового материала.


    1. Мотивация учебной деятельности.
      На предыдущих уроках мы с вами уже говорили о том, что, родившись в Древней Греции, жанр басни выдержал испытание временем и пространством. Особую популярность басня завоевала в России и в Западной Европе в ХVII - ХIХ веках. Но и ХХ век дал нам немало ярких представителей басенного жанра. В русской литературе это Демьян Бедный, Иван Батрак (настоящее имя – И.А. Козловский) Ф.Д. Кривин, С.В. Михалков и др.
    2. Краткие биографические сведения о С.В. Михалкове. (Представляет подготовленный ученик).
      Сергей Владимирович Михалков (1913 – 2009) – русский поэт, прозаик, драматург, критик, публицист, признанный классик детской литературы. Родился в Москве, в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду Михалковых. По матери был потомком известных в России князей Голицыных и Ухтомских. После окончания школы трудился на ткацкой фабрике, потом в геологоразведочной экспедиции. Параллельно сотрудничал в нескольких московских газетах и журналах («Известия», «Комсомольская правда», «Огонек» и др.), где опубликовал свои первые произведения. Известность молодому поэту принесло стихотворение «Дядя Степа» (1935).
      В 1935-1937 гг. Михалков учился в Литературном институте. По завершению учебы стал членом Союза писателей СССР. Во время Великой Отечественной войны работал корреспондентом на фронте, был награжден боевыми орденами и медалями.
      После войны Михалков продолжил литературную деятельность. Основное внимание писатель уделял развитию детской литературы: создавал пьесы для детских театров («Веселое сновидение или Смех и слезы», «Я хочу домой»), редактировал популярный детский журнал «Веселые картинки», написал сценарии для 16 художественных и 15 мультипликационных фильмов.
      В современной детской читательской аудитории неизменным успехом пользуются такие книги С.В. Михалкова: «А что у вас?», «Праздник непослушания», «Слова и буквы», «Веселое звено», «Финтифлюшки», тетралогия «Дядя Степа» и др. Многим известны сказки Михалкова «Зайка-Зазнайка», «Упрямый козленок», «Трусохвостик» и др.
      Не менее популярен Михалков и как автор басен. В этом жанре он создал более 200 произведений. Перу писателя принадлежат как стихотворные басни («Кукушка и Скворец», «Назойливый Комар», «Соловей и Ворона», «Лев и Муха», «Муха и Пчела», «Лев и ярлык», «Заяц и Черепаха», «Слон-живописец» и др.), так и «Басни в прозе» («Хочу бодаться!», «Просчитался», «Услужливый», «Волшебное слово», «Зеркало», «Кабан на шее», «Шакал-интриган» и др.).
    3. Работа над содержанием стихотворных басен.
      • Чтение басни «Заяц и Черепаха».
        – Что случилось с Зайцем? Прочитайте описание его состояния в тексте басни.
        – О чем он попросил Черепаху?
        – Выполнила ли Черепаха просьбу Зайца?
        – Прочитайте внимательно мораль басни. Почему в тексте басни слово «Черепаха» написано с большой буквы, а в морали – с маленькой? Зачем автор дает его во множественном числе? Как вы понимаете аллегорический смысл этого произведения? Приходилось ли вам в жизни называть кого-то «черепахой»?
      • Прослушивание авторского чтения басни «Слон-живописец».
        – Что такое «вернисаж»? (Торжественное открытие художественной выставки).
        – Как вы понимаете смысл слова «ералаш»? Подберите к нему синонимы. (Беспорядок, путаница, неурядица, неразбериха, нескладица, сумбур, хаос, сумятица, безалаберщина, кавардак, каша и др.).
        – Что вы можете сказать о главном герое басни? (Это яркий пример того, как некоторые люди пытаются угождать всем подряд и в итоге ничего не добиваются).
        – Выберите в карточке наиболее понравившийся вам тезис и продолжите предложение. Запишите его в тетрадь.

        1. К советам стоит прислушиваться, но нельзя им следовать слепо, потому что…
        2. Надо уметь формировать свое собственное мнение и целенаправленно следовать ему, потому что…
        3. Попытка угодить всем окружающим при выполнении какого-то дела, может привести к полному сумбуру в работе, потому что…
        4. О вкусах, конечно, не спорят, но бездумное их соединение всегда дает отрицательный результат, потому что…
        5. Лучше, чтобы за итог работы отвечал один человек, потому что…


        – Смоделируйте жизненную ситуацию, похожую на ту, которая произошла в басне С.В. Михалкова «Слон-живописец». (Например, дайте разные советы, как одеться, какую сделать прическу, как обставить квартиру и др.).

    4. Восприятие на слух басен в прозе С.В. Михалкова.
      • Чтение учителем басни «Кабан на шее».
      • Ответы на вопросы:
        – Что случилось с Кабаном?
        – Кто помог Кабану в беде?
        – Поблагодарил ли Кабан Медведя за оказанную услугу?
        – Как реагирует Медведь на придирки Кабана? Подберите несколько эпитетов, характеризующих Медведя. (Тактичный, вежливый, деликатный, внимательный, почтительный, терпеливый, услужливый, обходительный, учтивый, воспитанный, любезный).
        – В чем Кабан упрекает Медведя? (Грубо вытаскивал его из ямы, долго бегал за едой, не додумался сам отгонять от Кабана мух и чесать ему перед сном спину).
        – Подберите эпитеты к характеристике Кабана. (Наглый, грубый, бесцеремонный, беззастенчивый, бесстыжий, бессовестный, беспардонный).
        – Долго ли Медведь терпел выходки Кабана?
        – Что стало последней каплей в терпении Медведя? (Кабан после всего сделанного Медведем добра не только не поблагодарил его, а еще и обозвал ленивым).
        – Басня заканчивается фразой: «На его беду, Медведь это услышал и... вернулся!» О чем не написал автор? Что, по-вашему, произошло «за кадром»?
        – Давайте проведем конкурс на сочинение самой удачной морали к этой басне. Какой человеческий порок высмеивает автор басни? (Тот, кто бессовестно пользуется чужой добротой, обязательно расплатится за свое бесцеремонное поведение, ведь даже терпению самого учтивого человека может прийти конец).
      • Чтение учителем басни «Шакал-интриган».
      • Ответы на вопросы:
        – Басня С.В. Михалкова «Шакал-интриган» написана по мотивам уже известной вам басни Эзопа «Лев и Медведь». (Вспомним: Затравив молодого Оленя, Лев и Медведь не смогли поделить добычу. Пока они дрались, убитый Олень достался проходящей мимо Лисице). С.В. Михалков расширяет содержание басни, внося в нее новый оттенок смысла. В чем он? (Если в басне Эзопа герои подрались сами, то в басне Михалкова на ссору их подбивает хитрый Шакал).
        – Какими качествами автор наделил Барса и Рысь? (Доверчивость, простодушие и наивность, переходящие в глупость).
        – Какие качества характерны для Шакала? (Хитрость, коварство, лукавство, предательство, ехидство, вероломство, завистливость).
        – Мораль басни Эзопа звучит так: «Басня показывает, что не зря горюют люди, когда видят, что плоды их трудов достаются первому встречному». Можно ли ее применить к басне Михалкова? Выражает ли она весь смысл произведения современного баснописца? Подкорректируйте мораль, чтобы она в полной мере соответствовала содержанию басни «Шакал-интриган». (Нельзя слепо поддаваться хитрым и завистливым наговорам на друзей, ведь в выигрыше останется только коварный сплетник).
        – Перескажите басню от лица одного из ее героев.
        – Происходят ли ситуации, описанные в баснях С.В. Михалкова, с людьми? Приведите примеры.
      • Чтение (с элементами инсценировки) басни «Зеркало». (Роли распределены заранее, каждый ученик прикрепляет на грудь картинку с изображением животного, роль которого он исполняет).
        – Напоминает ли вам чем-нибудь басня «Зеркало» пословицу «В чужом глазу соринку видим, а в своем – бревна не замечаем»?

    5. Просмотр мультфильма «Басни С. Михалкова».



      – Похож ли герой истории «Петух в гостях» на «Кабана на шее»?
      – Каких людей высмеивает басенная история «Кабан и хомут»?

    ІV. Подведение итогов урока.


    Соревнование: кто быстрее прочитает записанную задом наперед пословицу:
    ЕИТЯНАЗ ЕОТСУП – ЯИНЕЛШЫМЗАР ЗЕБ ЕИНЕТЧ (Чтение без размышления – пустое занятие).
    – Какое отношение имеет эта пословица к изучению басен? (В основе басен лежит аллегория, а поэтому нельзя их воспринимать как веселые истории о животных. В баснях высмеиваются различные человеческие пороки, а поэтому читать басни нужно очень вдумчиво).

    V. Домашнее задание.

    все для dle
    Просмотров: 4 065
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.