Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 18. Глубина смысла и совершенство формы басен И.А. Крылова


    Урок 18. Глубина смысла и совершенство формы басен И.А. Крылова

    Рейтинг:

    УРОК 18


    Урок 18. Глубина смысла и совершенство формы басен И.А. Крылова


    Тема. Глубина смысла и совершенство формы басен И.А. Крылова.


    Цель: расширить знания учащихся о творческом наследии И.А. Крылова; детально проанализировать басню «Волк и Ягненок»; разъяснить аллегорический смысл басен «Мартышка и очки», «Кукушка и Петух», «Кот и Повар»; раскрыть художественное своеобразие басен Крылова, афористичность их языка; способствовать обогащению словарного запаса 6-классников с помощью крылатых выражений из басен Крылова.
    Оборудование: книга басен И.А. Крылова; выставка иллюстраций учеников к басням Крылова; звуковой диафильм «Басни дедушки Крылова» (в исполнении И. Ильинского); чтение басни «Волк и Ягненок» актерами И. Мень и П. Морозовым; аудиокнига басен Крылова: чтение басни «Волк и Ягненок» актерами (А. Папанов, И. Ильинский В. Гафт, А. Клюквин); презентация «Афоризмы в баснях И.А. Крылова».
    Тип урока: урок изучения нового материала; вид урока – исследование мастерства писателя.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    1. Комментирование учителем выставки иллюстраций к басням, подготовленных учениками.
    2. Чтение сочиненных учениками басен.

    III. Изучение нового материала.


    1. Мотивация учебной деятельности.
      Сегодня на уроке мы расширим представление о личности и творческом наследии И.А. Крылова. Великий русский баснописец был энциклопедически образованным человеком. Иначе, разве мог бы он так широко и многогранно охватить в своих произведениях все стороны человеческой жизни? В 1812 году Крылов стал сотрудником Императорской Публичной библиотеки Петербурга, в которой прослужил 30 лет. Имея пристрастие к собиранию книг, он пополнил библиотеку сотнями экземпляров редких старинных изданий. Кроме того, он стал составителем библиографических указателей в Публичной библиотеке и автором славяно-русского словаря.
      Крылов писал комедии, сатирические повести, комические оперы. Но все-таки главная его заслуга – это создание более 200 басен, которые вышли из-под его пера в период с 1809 по 1843 год. С некоторыми из них (по выбору) вы должны были ознакомиться самостоятельно дома: «Волк и Ягненок», «Мартышка и очки», «Кукушка и Петух», «Кот и Повар», «Осел и Соловей», «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет», «Стрекоза и Муравей».
      Сейчас вы прослушаете в исполнении профессиональных актеров (Ирины Мень и Павла Морозова) одну из самых знаменитых басен Крылова – «Волк и Ягненок». Одновременно на экране вы будете видеть иллюстрации и фотографии к этой басне (просмотр и прослушивание онлайн по ссылке: волк и ягненок - Видео@Mail.Ru на video.mail.ru или в предварительной записи).
    2. Работа над содержанием басни «Волк и Ягненок» (по тексту из учебника).
      Форма работы «Визави»:
      • Грамотно сформулируйте и задайте своему соседу по парте два вопроса о поведении Ягненка, а он вам задаст вопросы о поведении Волка. Оцените правильность ответов друг друга. Например:
      • Какие претензии предъявляет Волк к Ягненку?
      • Какие аргументы в свою защиту приводит Ягненок?
      • Виноват ли на самом деле Ягненок?
      • В чем бессмысленность обвинений Волка?
      • Дайте своему соседу по парте советы по выразительному чтению слов Волка, а он вам – по чтению слов Ягненка. Какие качества голоса должны измениться у чтеца при переходе от чтения реплик Волка к репликам Ягненка? (Темп, высота, сила голоса). Выразительно прочитайте одну из реплик Волка, а ваш сосед прочитает реплику Ягненка.

      Проблемная ситуация. Особенности развития действия в басне:
      – Создается ли у вас поначалу впечатление, что Ягненок вот-вот сможет доказать свою невиновность? Или по тексту басни сразу становится понятно, что Волк настроен решительно? Аргументируйте свою позицию. (Мнения учеников могут расходиться).
      Итог подводит учитель (чтение отрывка из сочинения 6-классника):
      «Басня «Волк и Ягненок» имеет оригинальную структуру. Прочитав в самом ее начале мораль («У сильного всегда бессильный виноват»), мы уже сразу настраиваемся на печальный исход событий. Однако оригинальность авторского повествования заключается в том, что в какой-то момент у читателя появляется надежда на то, что Ягненок оправдается, докажет свою невиновность. Ведь на самом деле он никому не причинял зла. Совесть его чиста: он не нарушал установленных законов и правил. Поэтому бессмысленные обвинения, которые выдвигает Волк, Ягненок каждый раз опровергает. В какой-то миг нам даже кажется, что Ягненок постепенно загоняет Волка в тупик, так как хищник не имеет больше аргументов для обвинений. Но, увы, из этого совсем не следует, что Ягненок останется невредимым. Как раз совсем наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше бесит Волка. В конце концов, своевольному хищнику надоедает выискивать немыслимые аргументы вины своей жертвы, и он прямо показывает свою истинную, то есть волчью, сущность. А поэтому последние слова басни: «Сказал – и в темный лес Ягненка поволок» – одновременно и неожиданные, и ожидаемые. А чтобы читатель не усомнился в действенности прозвучавшей в начале басни морали, А.И. Крылов в конце произведения еще раз подчеркивает ее суть. Устами Волка он произносит ставшие уже афоризмом слова «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Какой же мы можем сделать вывод по аллегории, выражающей суть басни? Бытует мнение, что, мол, кто сильнее, тот и прав. А поэтому такие люди ничего не боятся. Ну на самом деле, что сможет доказать маленький Ягненок огромному голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, что, не ровен час, отыщется сила больше, чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?»
      – Перескажите своими словами основные мысли из только что прослушанного вами сочинения-размышления.
      – Продолжите высказывания и впишите свои выводы в рабочую тетрадь:
      • Волк в басне олицетворяет человека … (какого?).
        Грубого, озлобленного, наглого, жестокого, своевольного, пренебрегающего правилами вежливых отношений, чувствующего свою безнаказанность, пользующегося своим положением (он – намного сильнее Ягненка).
      • Ягненок в басне олицетворяет человека … (какого?).
        Тихого, мирного, покорного, слабого, невинного, беззащитного, бесправного, бессильного, почтительного, но все-таки с чувством собственного достоинства.

      Средства художественной изобразительности в басне «Волк и Ягненок».
      – Выпишите из басни слова и словосочетания, которые, на ваш взгляд, наиболее ярко подчеркивают поведение Волка и поведение Ягненка.

      ВолкЯгненок
      рыскал; стремится; кричит; как смеешь ты, наглец; я голову с тебя сорву; молчи, устал я слушать и др.зашел; когда светлейший Волк позволит; осмелюсь я донесть; гневаться напрасно он изволит и др.


    3. Расширение круга знаний учеников о баснях Крылова. Беседа по произведениям, которые ученики прочитали дома («Мартышка и очки», «Кукушка и Петух», «Кот и Повар», «Осел и Соловей», «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет», «Стрекоза и Муравей»). – Фронтальный опрос.
      • Какая из самостоятельно прочитанных басен вам понравилась больше всего?
      • Как вы поняли ее смысл?
      • Прочитайте вслух и прокомментируйте мораль этой басни.


    ІV. Подведение итогов урока.


    В баснях И.А. Крылова нашла отражение глубинная человеческая мудрость. Включенные в тексты диалоги сближают крыловские произведения с разговорной речью. Их язык – точный, яркий, образный, часто напоминающий народные пословицы и поговорки. А поэтому многие фразы из басен Крылова стали афоризмами.
    Афоризм (греч. аphorismos – краткое изречение), обобщенная, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. Как и пословица, афоризм не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли (Источник: БСЭ).
    Афористичность характерна для моралей многих басен Крылова (напр., «Да только воз и ныне там»; «А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»; «Как счастье многие находят / Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят», «Избави Бог и нас от этаких судей» и др.).
    Но иногда афоризм не входит в состав морали – он становится органической составляющей общего текста басни (напр., «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»; «А Васька слушает, да ест»; «От радости в зобу дыханье сперло» и др.).
    Афоризмы из басен Крылова находят широкое использование в повседневной жизни людей. Эти меткие выражения делают речь говорящего образной, выразительной, меткой, красочной, а также демонстрируют степень начитанности, образованности произносящего их человека. Часто афоризмы оказывают на собеседника более действенное влияние, чем обычная (не образная) речь.
    Сейчас мы посмотрим в режиме онлайн презентацию «Афоризмы в баснях И.А. Крылова, подготовленную вашим сверстником – учеником 6 класса одной из российских школ http://ppt4web.ru/literatura/aforizmy-v-basnjakh-iakrylova0.html. А дома в рабочей тетради вы заполните таблицу по афоризмам.

    V. Домашнее задание:


    Послушать в сети Интернет (http://deti-online.com/basni/basni-krylova-mp3/) исполнение басни «Волк и Ягненок» разными чтецами (А. Папанов, И. Ильинский В. Гафт, А. Клюквин); дать ответ на вопрос: «Чье чтение вам понравилось больше и почему?»
    Прочитать басню Крылова «Свинья под дубом»; переписать (или отксерить) ее на отдельный лист, расставить паузы и ударения; подготовиться к выразительному чтению этого произведения в классе.все для dle
    Просмотров: 2 462
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.