Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 17. И.А. Крылов – знаменитый русский баснописец


    Урок 17. И.А. Крылов – знаменитый русский баснописец

    Рейтинг:

    УРОК 17


    Урок 17. И.А. Крылов – знаменитый русский баснописец


    Тема. И.А. Крылов – знаменитый русский баснописец. Иносказательный смысл басни «Ворона и Лисица».


    Цель: дать краткие сведения о знаменитом русском баснописце И.А. Крылове; проанализировать басню Крылова «Ворона и Лисица», разъяснив ее иносказательный смысл; расширить знания учащихся о жанре басни; определить роль комического в баснях Крылова; развивать умение сравнивать басни, отвечать на проблемные вопросы по смыслу басен.
    Оборудование: портреты И.А. Крылова кисти К.П. Брюллова, Р.М. Волкова, О.А. Кипренского, И.Е. Эггинка; сборник басен И.А. Крылова; иллюстрации к басням Крылова художников А.М. Лаптева, В.А. Серова; аудиокнига басен Крылова: чтение актерами басни «Волк и Ягненок» (В. Гафт, А. Клюквин); м/ф «Пластилиновая ворона»; презентация «Иллюстрации к басням Крылова»; сопоставительная таблица; толковый словарь Д.Н. Ушакова.
    Тип урока: урок изучения нового материала.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    III. Изучение нового материала.


    1. Мотивация учебной деятельности.
      На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать жанр басни. И сегодня вы познакомитесь с еще одним знаменитым баснописцем, продолжателем традиций Эзопа, русским писателем конца ХVІІІ – первой половины ХІХ века – Иваном Андреевичем Крыловым. Посмотрите на расположенные на доске (или на экране) портреты этого человека.
    2. Работа с портретом И.А. Крылова.
      Портреты И.А. Крылова создавали многие художники: Р.М. Волков (1776-1831), О.А. Кипренский (1782-1836), И.Е. Эггинк (1787-1867) и др. Но самый знаменитый портрет русского баснописца принадлежит кисти великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852).
      Портрет привлекает поэтичностью изображения и глубиной психологической характеристики. В нем поднята лучшая тема Брюллова-портретиста – красота творческого вдохновения. Крупная голова, старчески одутловатое лицо Крылова, с беспорядочно падающими на лоб и виски седыми прядями волос и нависшими мохнатыми бровями преображено немеркнущим светом человеческой мысли и ума. Проникновенно передал Брюллов мудрый взгляд Крылова, умевшего под покровом иносказательной шутки метко пускать остро отточенные социальные стрелы.
      По-домашнему прост костюм писателя, неуклюже топорщащийся на его грузной фигуре (карманы его обычно были набиты бумажными лоскутками, на которых Крылов записывал свои басни). Тонко и тактично прикрывает художник бортом сюртука надетые на шею и грудь писателя орденские знаки отличия, словно избегая атрибутов сановного портрета. Чуть-чуть поблескивает серебро полуприкрытой звезды, приглушенно изображена красная ленточка Владимирского и Анненского крестов, чтобы не нарушить общего впечатления интимности изображения талантливого баснописца.
    3. Комментированное чтение статьи из учебника с фактами из биографии И.А. Крылова.
    4. Развитие интереса школьников к личности баснописца.
      – Послушайте несколько занимательных фактов из жизни И.А. Крылова. (Каждую историю рассказывает заранее подготовленный ученик).
      • Крылов всегда имел избыточный вес, потому что очень любил поесть. Мало того, он никогда не стеснялся своего порока. Его современники свидетельствовали, что, оказавшись на званом обеде, «баснописец мог абсолютно легко поглотить полное блюдо расстегаев, 3 тарелки ухи, целую жареную индейку и кое-что по мелочи». А приехав домой, он с не меньшим удовольствием все это заедал еще и миской капусты с черным хлебом.
      • Однажды известный граф А.И. Мусин-Пушкин пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал, а поэтому сел за стол, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал: «Вы провинились! Вот вам наказание!» И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов быстро справился с этим «наказанием». После этого граф предложил Крылову продолжить обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело опять дошло до макарон, писателю снова наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед по столу выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился: «Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться».
      • А еще Крылов был достаточно ленив. Говорят, что в средине ХІХ века русский писатель И.А. Гончаров своего самого ленивого героя – Обломова – написал именно с Крылова. Любимым предметом в доме Крылова для него был диван, на котором он мог лежать сутками. Над этим диваном кое-как, на одном маленьком гвоздике, висела картина огромных размеров. Все, кто бывал у Крылова в гостях, советовали ему закрепить картину на стене, а иначе она могла пробить писателю голову. Крылов всем отвечал одинаково, что он уже все рассчитал и ему ничего не грозит: даже если картина сорвется, падать она будет по касательной и его не заденет. Но самым интересным является то, что эта легендарная картина, ставшая «притчей во языцех» в жизни Крылова, провисела на стене до конца его жизни, так и не упав.
      • В быту Крылов был очень неопрятен. Его растрепанные, нечесаные волосы, запачканные, мятые рубашки и прочие признаки неряшливости нередко вызывали насмешки у знакомых. Однажды баснописец был приглашен на маскарад.
        – Как мне следует одеться, чтобы остаться неузнанным? – спросил он совета у знакомой дамы.
        – А вы наденьте чистую одежду и причешитесь – вот вас никто и не узнает, – ответила женщина.
      • А еще Крылов отличался большой рассеянностью. Будучи старым холостяком, он мало следил за своим туалетом. Когда он приехал во дворец для представления императрице Марии Федоровне, А.Н. Оленин, который должен был представить его Государыне, решил на всякий случай осмотреть одежду Крылова, чтобы убедиться в ее опрятности. Поведение Оленина вызвало недовольство Крылова: «Что вы смотрите? На мне совершенно новый мундир!» Оленин удивился: «Да что же это за пуговицы на нем?» Крылов немного смутился: «Ох! Они же еще в бумажках! А мне и невдомек их развернуть!»
      • Баснописец Крылов был очень остроумен. Многие шутники пытались обидеть или оскорбить Крылова за его обжорство и тучный вид, но они не знали, что Крылов совершенно спокойно реагировал на критику да еще и умел парировать колкие слова. Однажды на прогулке он услышал, как кто-то из проходившей мимо компании молодежи назвал его тучей. Он не растерялся, задумчиво посмотрел на небо и добавил: «Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались».
      • Однажды Иван Андреевич слушал оперу. Его соседом оказался какой-то неугомонный господин, который, забыв, что находится в театре, самозабвенно подпевал артистам и притопывал ногами, – словом, мешал Крылову слушать.
        – Безобразие! – сказал довольно громко Крылов.
        – Это относится ко мне? – оживился сосед.
        – Ну как вы могли такое подумать, – ответил ему Крылов. – Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
      • Крылов был очень добрым человеком, а поэтому, когда к нему обращались за рецензией начинающие писатели, он всегда хвалил даже слабые произведения, лишь бы не огорчать автора. Однажды один бездарный поэт процитировал во введении к своей книге положительный отзыв, который недавно дал о его стихах Крылов.
        – Видишь, Иван Андреевич, как он использовал твою доброту, – сказал Крылову кто-то из его друзей. – Теперь он будет ссылаться на то, что ты хвалишь его произведения.
        – Не беда, – ответил спокойно Крылов. – Ведь все знают, что я пишу… басни.

    5. Первичное закрепление материала.
      • Какой факт из жизни И.А. Крылова вам запомнился более всего? (По материалам вступительной статьи учебника).
      • Каким вы себе представили И.А. Крылова после прослушанных занимательных историй об известном баснописце?
      • Какое человеческое качество И.А. Крылова вам больше всего импонирует?

    6. Работа с текстом басни «Ворона и Лисица».
      • Выразительное чтение басни учителем.
        – Похожа ли басня Крылова «Ворона и Лисица» на басню Эзопа «Ворон и Лисица»? Чем?
        – Можно ли утверждать, что Крылов позаимствовал у древнегреческого баснописца идею для написания своего произведения? (Да).
      • Сопоставление басен. (Коллективная работа: можно в форме таблицы). Ученики пользуются текстами из учебника.

      Общее: название, герои, тема (высмеивание человеческой глупости, способности поддаваться лести; осуждение хитрости и коварства), смысл морали.
      Отличия: у Эзопа басня короткая и написана в прозаической форме, у Крылова – это более объемное произведение в стихотворной форме. У Эзопа мораль в конце басни, у Крылова – в начале. Эзоп только четкими штрихами обозначает суть ситуации, Крылов повествует о ней, раскрывает ее детально. То есть басни Эзопа обращены только к нашему уму, а басни Крылова (благодаря своей высокой художественности) – еще и к чувствам.
      Эзоп не использует изобразительно-выразительных средств языка, главный прием его басни – аллегория. Крылов, оставляя аллегорию центральным приемом, усиливает ее значение при помощи образного изображения героев басни. Он применяет метафоры (уголок сердца, сырный дух Лису остановил, пленил); эпитеты (лесть гнусна, голосок ангельский, слова приветливые); перифраз (плутовка); писатель индивидуализирует речь Лисы при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (шейка, глазки, перышки, носок, голосок и др.) и оригинальной звукописи (аллитераций) – в словах преобладают свистящие и шипящие звуки, что создает завораживающий, лестный тон.
      В басне Крылова важная роль отведена иронии, то есть скрытой насмешке (Толкование термина по учебнику). Лиса называет Ворону голубушкой, сестрицей, светиком, хвалит ее красоту («как хороша!») и высказывает предположение об ангельском голоске Вороны.
      – Какой на самом деле является птица ворона? Опишите ее. (Ответы учеников).
      – В чем же тогда проявляется сущность иронии в басне Крылова?

      А теперь мы с вами заглянем в глубинный смысл басни Крылова «Ворона и Лисица», а именно – дадим толкование ее аллегорическому смыслу. Мы уже говорили на предыдущих уроках о том, что басню нельзя воспринимать как обычное произведение о животных. Все образы басен обязательно проецируются на человеческие характеры. Давайте проведем филологическое расследование. Для этого нам понадобится толковый словарь Д.Н. Ушакова.
      Оказывается, у слова «ворона» кроме прямого есть еще и переносное значение. Непрямым (или переносным) значением слова называется то значение, появление которого обусловлено возникновением сравнений, ассоциаций, объединяющих один предмет с другим.
      В толковом словаре Д.Н. Ушакова читаем:
      ВОРОНА 1. Прямое значение: Серая с черным птица, одного семейства с вороном. 2. Переносное значение: Ротозей, зевака (разг.). Эх, ты, ворона, не заметил, как кошелек украли.
      Итак, в разговорной речи вороной называют нерасторопного, неловкого человека, ротозея, простофилю.
      Д.Н. Ушаков дает также толкование слова «проворонить»:
      ПРОВОРОНИТЬ кого-то, что-то (простореч.). Пропустить, прозевать, оказавшись невнимательным, ротозеем, рохлей. Проворонить свою очередь. Проворонить место.

    ІV. Подведение итогов урока.


    1. Создание проблемной ситуации.
      – Как вы считаете, можно ли предположить, что именно басня Крылова «Ворона и Лисица» дала толчок к появлению переносного значения слова «ворона» и способствовала добавлению его в толковые словари, а также позволила включить в словари производное слово «проворонить»? (Вполне возможно).
      Справка: басня Крылова написана в 1807 году, словарь В. Даля издавался позже – в 1863-1866 гг., словарь Д. Ушакова – в 1935-1940 гг.
    2. Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона» (автор сценария и режиссер А. Татарский). Внимательное прослушивание звучащей в нем песни Г. Гладкова и Э. Успенского «А может быть, ворона…»



    3. Рефлексия.
      – Как создатели мультфильма подчеркнули обобщенное значение басни Крылова «Ворона и Лисица»? Почему автору слов юмористической песни Э. Успенскому все равно, кто залез на дерево (ворона, собака или корова), кто бежал мимо (лиса, страус или дворник) и сколько весил кусок сыра (двести граммов, триста или полкило)? (Потому что он так же, как и сам Крылов, не подразумевает конкретного героя или конкретную вещь, ему принадлежащую, а просто создает так называемый алгоритм – высмеивает пороки людей, проявившиеся в сложившейся ситуации). То есть, можно сказать, что секрет крыловских басен в том, чтобы создавать множество интерпретаций описанных в них моделей поведения человека.
      – Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? Можно ли басни этих авторов и сейчас называть злободневными?

    V. Домашнее задание.


    Прочитать и осмыслить материал учебника, дать ответы на поставленные вопросы. Ознакомиться с текстами таких басен Крылова: «Волк и Ягненок», «Мартышка и очки», «Кукушка и Петух», «Свинья под дубом», «Кот и Повар», «Осел и Соловей», «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет», «Стрекоза и Муравей» и уяснить смысл морали каждого произведения (на выбор ученика 4 басни).
    Попробовать самому сочинить небольшую басню в стихах или в прозе. Для поучительной части можно использовать любую народную пословицу.
    Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившейся басне.все для dle
    Просмотров: 2 614
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.