Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 16. Выражение народной мудрости в баснях Эзопа


    Урок 16. Выражение народной мудрости в баснях Эзопа

    Рейтинг:

    УРОК 16


    Урок 16. Выражение народной мудрости в баснях Эзопа


    Тема. Выражение народной мудрости в баснях Эзопа.


    Цель: рассмотреть притчевую основу басен Эзопа «Крестьянин и его дети» и «Крестьянин и его сыновья»; расширить знания 6-классников о жанре басни; определить сходство и отличие басни от сказки; проанализировать басни Эзопа «Муравей и Жук», «Галка и Вороны» и «Лев и Медведь», раскрыв их аллегорический смысл; развивать умение учеников сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать стремление к честным и благородным поступкам.
    Оборудование: выставка иллюстраций школьников к басням Эзопа; м/ф «Лиса» по мотивам басен Эзопа (реж. Р. Ярви, СССР, 1986); презентации «Басни Эзопа».
    Тип урока: урок изучения нового материала.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    Прочитав сборник басен Эзопа, можно увидеть, что самым популярным героем в них является Лиса. Она – персонаж белее двух десятков басен Эзопа: «Лисица и Козел», «Лисица и Собака», «Лисица и Обезьяна», «Лисица и Лев», «Лисица и Крокодил», «Лисица и Барс», «Лисица и Дровосек», «Лисица и виноград», «Лисица и терновник» и др.
    • Воплощением каких человеческих качеств обычно выступает Лиса в сказках и баснях?
    • Подтверждают ли это басни Эзопа?
    • Посмотрели ли вы дома мультфильм «Лиса» по мотивам басен Эзопа? Сохранен ли в нем смысл произведений Эзопа?

    У Эзопа есть также немало басен, в которых главными действующими лицами выступают не звери, а люди. Наиболее известные из них – «Крестьянин и его сыновья» и «Крестьянин и его дети». Принято считать, что эти басни Эзопа по своим жанровым характеристикам близки к притче. Вы уже немного знакомы с жанром притчи по теме Библейские сказания и притчи.
    Притча по своему назидательному характеру близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в содержании идеи, которая тяготеет к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка.

    Вопросы к басне «Крестьянин и его сыновья»:
    • Чем был обеспокоен крестьянин?
    • Как отец проявил свою мудрость?
    • Сформулируйте своими словами вывод, который следует из басни-притчи (Отец прожил длинную жизнь, а поэтому сумел проявить житейскую мудрость: он знал, что дружной семье не страшны никакие враги. И тогда не словами, а примером он доказал своим детям, что когда члены семьи ссорятся между собой, не поддерживают друг друга, то их можно легко победить).

    Вопросы к басне «Крестьянин и его дети»:
    • Как вы считаете: хитро или мудро поступил главный герой басни?
    • Оценили ли сыновья поступок отца?
    • Что Эзоп считает залогом успешной жизни человека?

    III. Изучение нового материала.


    В каждой из басен Эзопа заключена глубинная человеческая мудрость. Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я вам буду читать тексты басен, но не буду озвучивать мораль; а вы после внимательного прослушивания каждой басни будете объяснять, какие человеческие пороки или поступки сатирически изображает в ней автор. А потом я прочитаю обобщения, сделанные Эзопом, и мы определим, кто из вас был наиболее близок к истине.

    Муравей и Жук

    В летнюю пору гулял Муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его Жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда Муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался Жук голодным, и пришел он попросить у Муравья корму. Сказал Муравей: «Эх, Жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
    Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

    Галка и Вороны

    Одна Галка была ростом больше всех других Галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к Воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был Воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим Галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.
    Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.

    Лев и Медведь

    Лев и Медведь затравили молодого Оленя и стали за него драться. Бились они жестоко, пока не потемнело у них в глазах и не упали они наземь полумертвые. Проходила мимо Лисица и увидела, что Лев и Медведь лежат рядом, а между ними – Олень; подхватила Оленя и пошла прочь. А те, не в силах подняться, промолвили: «Несчастные мы! выходит, это для Лисицы мы трудились!»
    Басня показывает, что не зря горюют люди, когда видят, что плоды их трудов достаются первому встречному.

    Учитель. На двух уроках вы ознакомились с текстами восьми басен Эзопа. Еще пять из них («Собака с куском мяса», «Черепаха и Заяц», «Лев и Заяц», «Олень и виноград», «Гусыня, несущая золотые яйца») вы прочитаете, выполняя задания в своих рабочих тетрадях. Все вы, конечно же, заметили, что басня многими чертами напоминает уже хорошо известную вам сказку. А поэтому мы сейчас попробуем сопоставить эти два жанра.
    Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку:
    • в основу обоих жанров положено необычное, вымышленное содержание;
    • и сказочные, и басенные истории имеют занимательный характер;
    • много общего можно найти также в персонажах басен и сказок о животных;
    • басню и сказку сближает нравоучительный подтекст;
    • и сказка, и басня могут быть написаны как в стихах, так и в прозе (хотя преимущественно сказка – это прозаическое произведение, а басня чаще имеет стихотворную форму).

    Однако при детальном анализе содержания и формы басни и сказки их принципиальные различия оказываются очевидными:
    • персонажи басни изображены в какой-то одной необычной ситуации, в то время как в сказке они действуют на протяжении всего повествования, многократно подтверждая отведенную им роль в сказочном сюжете;
    • повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности; сказка же строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор;
    • в басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое; сюжет сказки не имеет такого деления (он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду);
    • басня – по природе своей сатирическое произведение; в сказке приемы сатиры используются эпизодически и не являются доминантой (за исключением сатирических сказок);
    • образы животных в басне изначально наделены аллегорическими чертами человеческого характера; а в сказках о животных персонажи имеют не аллегорический, а скорее символический смысл.

    Примечание. Символ изображает явление жизни в прямом, самостоятельном значении, его иносказательность проясняется только потом, при свободном проникновении эмоциональных ассоциаций. Аллегория же – это предвзятое и нарочитое средство иносказания, в котором изображение того или иного явления жизни сразу обнаруживает свое переносное значение. (Т.е., например, Лису в сказке мы воспринимаем, в первую очередь, как животное, и лишь после обобщений и умозаключений – как символ хитрости; а Лису в басне мы сразу воспринимаем как образ хитрого и корыстолюбивого человека).

    ІV. Подведение итогов урока.


    Метод «Микрофон»:
    – Чему учат нас басни Эзопа? (Примерные ответы учеников):
    • В своих баснях Эзоп раскрывает истинные и ложные ценности человеческой жизни. Он как бы призывает людей посмотреть на себя со стороны – ведь только так можно увидеть свои недостатки.
    • Баснописец учит нас осмысленно анализировать собственное поведение, поскольку зачастую мы сами оказываемся виновниками своих неудач.
    • Из басен Эзопа мы видим, что в мире немало плохих людей, которые не хотят изменяться, а лишь прячут свою истинную сущность.
    • Часто для человека губительными становятся его прихоти и страсти; опаснейшие из них – жадность, тщеславие, зависть, наивность и др.
    • Самый надежный в жизни дар – умение удовлетворяться тем, что имеешь, и не стремиться к тому, что тебе не дано от природы, не соперничать с теми, кто сильнее.
    • В жизни лучше всего полагаться на самого себя, прежде всего на собственную работу, терпение, умение учиться на своих собственных ошибках.
    • Выбирая друзей, нужно быть очень осмотрительным, благодарить их, когда они этого заслуживают, но самому ни от кого не ждать благодарности.
    • Идейное содержание басен Эзопа свидетельствует о некоем житейском скептицизме их автора, стремлении быть практичным.
    • Поучительные финалы метко разъясняют допущенные героями ошибки.

    Примечание. По желанию учителя все эти пункты можно предложить в напечатанном виде ученикам. На один из них (по выбору учащегося) он напишет мини-сочинение или развернутый ответ.

    Учитель: Басни Эзопа получили широкое распространение. Их мудрость и житейские истины повлияли на духовное развитие многих поколений самых различных времен и народов. Сюжеты Эзоповых басен использовал древнеримский баснописец Федр, французский баснописец ХVII века Жан де Лафонте́н, русские писатели ХVIIІ века В.К. Тредиаковский, А.И. Сумароков, И.И. Дмитриев и др. Каждого из них можно назвать наследником Эзопа в басенном жанре. В ХІХ веке переводами басен Эзопа занимался Л.Н. Толстой: он стремился в более упрощенной форме представить крестьянским детям выразительные, короткие рассказы о пороках и истинных добродетелях человека. В украинской литературе отголоски басен Эзопа прослеживаются в творчестве Г. Сковороды, Е. Гребенки, Л. Глибова, И. Франко и др.
    Однако в наибольшей степени творчество Эзопа повлияло на формирование и развитие таланта самого знаменитого русского баснописца – Ивана Андреевича Крылова. С его произведениями мы начнем знакомиться на следующем уроке.

    V. Домашнее задание.


    Прочитать и научиться пересказывать материал из учебника; устно ответить на вопросы, предложенные в конце раздела; письменно выполнить задания по басням Эзопа из рабочей тетради.все для dle
    Просмотров: 3 233
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.