Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 15. Эзоп – родоначальник басенного жанра


    Урок 15. Эзоп – родоначальник басенного жанра

    Рейтинг:

    УРОК 15


    Урок 15. Эзоп – родоначальник басенного жанра


    Тема. Эзоп – родоначальник басенного жанра. Осмеяние человеческих пороков в баснях «Ворон и Лисица», «Волк и Ягненок», «Лисица и виноград».


    Цель: дать краткие сведения об Эзопе – легендарном основателе жанра басни; проанализировать басни Эзопа «Ворон и Лисица», «Волк и Ягненок», «Лисица и виноград», раскрыв их иносказательный смысл; объяснить сущность понятий «басня», «аллегория», «ирония», «мораль», «эзопов язык»; развивать навыки выразительного чтения.
    Оборудование: портрет Д. Веласкеса «Эзоп», фото бюста Эзопа из коллекции Алессандро Альбани; х/ф «Эзоп» (реж. О. Рябоконь, СССР, 1981); иллюстрации к басням Эзопа художников Э. Гризета, В. Холлара, М. Гирертса.
    Тип урока: урок изучения нового материала.

    ХОД УРОКА


    І. Организация начала урока.


    II. Проверка домашнего задания.


    III. Изучение нового материала.


    1. Работа с портретом Эзопа кисти Диего Веласкеса (1599-1660) и со скульптурным изображением баснописца.
      Урок 15. Эзоп – родоначальник басенного жанра
      Посмотрите внимательно на портрет Эзопа. На нем предстает образ нищего раба, отвергнутого обществом, но сформировавшего ироническое отношение к миру, а поэтому обретшего истинную внутреннюю свободу. На лице – грустное безразличие и мудрость чело-века, изведавшего истинную цену жизни.
      А теперь рассмотрим фото бюста Эзопа. Страстный поклонник античного и классического искусства итальянский церковный деятель и меценат Алессандро Альбани (1602-1779) построил в Риме знаменитую виллу Альбани, в которой разместил свою коллекцию древнегреческих и римских произведений искусства. Среди них – бюст Эзопа. Скульптура датирована I-V веком.
    2. Краткое сообщение об Эзопе (чтение учениками вступительной статьи учебника).
    3. Мотивация учебной деятельности.
      Мудрости никогда не бывает много – даже у тех, кто готов поделиться ею с окружаю-щими. Легендарный Эзоп стал одним из первых, кто это понял. Его истории, которые впоследствии назвали баснями, без прикрас трактующие самые запутанные проблемы человеческих отношений, возвращают нас к гармоничной простоте, с которой античные греки умели смотреть на природу вещей. Истинной мудрости вообще мало что угрожает, разве что невежество. И судьба самого Эзопа служит тому подтверждением.
    4. Расширение знаний об Эзопе в слове учителя.
      Эзоп, мудрец-раб
      (очерк)

      Эзоп был очень известен в древней Греции. А прославили его сочиненные им басни. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про муравья и жука… Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».
      Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Поэтому он и придумал иносказательный язык, получивший позже название «эзоповского».
      В народе об Эзопе рассказывали много. Говорили, что он был некрасив, почти уродлив: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили острым умом, находчивостью и даром слова – искусством сочинять басни. Даже хозяин побаивался своего речистого раба. Однажды решил он отделаться от Эзопа – повести его на рабский рынок на остров Самос и продать. Когда собирались в путь, начали распределять между рабами дорожную поклажу. Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину», – и показывает на самую большую и тяжелую. Посмеялись над ним, но дали. Однако на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах.
      А вот еще несколько веселых историй.
      На острове Самос жил простак-философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Все!», второй сказал: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего!» – «Как так?» – «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». Подивился Ксанф находчивости Эзопа и купил его, рассчитывая, что он будет помогать ему в принятии важных решений.
      Как-то Ксанф решил устроить угощение ученикам и послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» – «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!» – «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» – «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну – ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
      Послал Ксанф Эзопа за покупками. Встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» – «Не знаю!» – «Как так не знаешь? Говори!» – «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.
      Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: баня полным-полна. «Что же ты мне вздор говорил?» – «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек – один».
      Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: заседал перед народом государственный совет, а с неба налетел орел, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил ее за пазуху рабу. Позвали Ксанфа истолковать знамение. Не зная, что сказать, он произнес: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!» Освободил Ксанф Эзопа от рабства. Эзоп говорит: «Орел – птица царская; не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю умный урод понравился, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником.
      Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов…
      А погиб он в греческом городе Дельфы. Известно, что в Дельфах был построен храм Аполлона, и город жил под покровительством этого могущественного бога света, знания и искусства. Со всей Греции стекались в Дельфы просители, так как в храме Аполлона находилась прорицательница, отвечающая на вопросы посетителей об их будущем. Поэтому храм процветал за счет приношений прихожан, богатея с каждым годом. Посмотрел Эзоп, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся только от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти – сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.
      Так рассказывали о народном мудреце Эзопе. (По материалам книги М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре». – М.: Новое литературное обозрение. 2004. – 428 с.)
    5. Просмотр фрагмента фильма «Эзоп» (реж. О. Рябоконь, СССР, 1981): 7-14 минуты.

    6. Первичное закрепление материала.
      • Какое впечатление произвел на вас прочитанный мною очерк? Каким вы больше представили Эзопа: шутником, дурачащим царей и глупого философа, или мудрецом?
      • Совпало ли ваше представление об Эзопе, сложившееся после прослушивания очерка, с тем, как он представлен в кинофильме?
      • Прослушайте строки из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и ответьте, имеют ли они какое-то отношение к личности Эзопа:

        А если так, то что есть красота
        И почему ее обожествляют люди?
        Сосуд она, в котором пустота,
        Или огонь, мерцающий в сосуде?

    7. Объяснение теоретико-литературных понятий. Запись толкований в тетради.
      Басня – это короткое прозаическое или стихотворное произведение, сатирически изображающее в аллегорической (иносказательной) форме человеческие поступки и отношения.
      В теории литературы слова аллегория и иносказание обычно употребляются как синонимы. Литературоведческие словари дают такие толкования этих терминов:
      Аллегория – это изображение отвлеченных понятий (например, черт человеческого характера) через конкретные образы, существа и предметы.
      Иносказание – это высказывание, выражение, содержащее скрытый смысл, намек. Близко по значению к аллегории.
      Мораль – это меткое нравоучительное заключение (вывод) в конце басни.
      Ирония – это скрытая насмешка.
      Эзопов язык – это тайнопись в литературе, то есть намеренная маскировка мыслей автора при помощи целой системы «обманных средств»: намеков, недомолвок, аллегории, иронии и прочего.
    8. Работа с текстами басен Эзопа.
      Первый сборник «Эзоповых басен» собрал и записал древнегреческий афинский государственный деятель и философ Деметрий Фалерский (ок. 350 – ок. 283 до н. э.). Книга состояла из 426 коротких произведений в прозаическом изложении. Круг персонажей басен Эзопа довольно широк: свыше 80 разновидностей растений и животных, около 30 человеческих профессий, десятки богов и мифологических героев. В баснях Эзопа они являются условными фигурами, то есть автора они интересуют не сами по себе, а как носители определенных функций, привычек, черт характера.
      • Выразительное чтение басни «Ворон и Лисица».
        (Перед чтением ученики с помощью учителя делают речевую партитуру в рабочих тетрадях).
        Ворон | добыл мяса кусок | и сел на дерево. || Захотелось Лисице мяса, | она подошла | и говорит: || «Эх, Ворон, | как посмотрю на тебя, || – по твоему росту | да красоте | только бы тебе царем быть! || И, верно, был бы царем, | если бы у тебя голос был». ||
        Ворон разинул рот | и заорал что было мочи. || Мясо упало. || Лисица подхватила | и говорит: || «Ах, Ворон, | коли бы еще у тебя и ум был, | быть бы тебе царем». ||
      • Выполнение письменного задания по басне из рабочей тетради. (Доказываем, что басня высмеивает человеческую глупость, способность поддаваться лести. А вот образ Лисы может вызывать полемику: с одной стороны, она достойна осуждения за то, что намеренно одурачила Ворона, но с другой – она стала победительницей, остроумно наказав того, кто о себе слишком высокого мнения).
      • Комментирование структуры басни (по учебнику).
      • Выразительное чтение басни «Волк и Ягненок». Ответы на вопросы учебника по содержанию басни.
      • Конкурс: Сочинение самой меткой морали к басне «Волк и Ягненок».
      • Работа с иллюстрациями Э. Гризета к басням «Ворон и Лисица» и «Волк и Ягненок». Ответ на вопрос учебника: «Как удалось художнику выразить черты характера персонажей басен?»
      • Чтение учителем басни «Лисица и виноград» (восприятие текста на слух):
        Голодная Лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
        Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
        Вопросы к классу:
        • Действительно ли виноград был несозревшим?
        • Как вы объясните поведение Лисы?
        • Что высмеивает Эзоп?

        Вывод: Эзоп высмеивает людей, которые, не получив ожидаемой выгоды, пытаются обвинить в этом обстоятельства. Ирония автора заключается в том, что Лиса, вместо того чтобы признать собственную несостоятельность или хотя бы попросту молча уйти ни с чем, пытается обмануть сама себя, говоря, что виноград зеленый.
      • Художественное своеобразие басен Эзопа.
        Для вошедших в сборник «Эзоповых басен» произведений характерна краткость: занимательный сюжет передается без второстепенных деталей. Мораль, как правило, не скрывается в образах, а открыто декларируется в форме прямой реплики. Язык простой, близкий к разговорному; в нем преобладают глаголы (ведь обычно в баснях речь идет не столько о лицах, сколько об их действиях); нередко встречаются диалоги.

    ІV. Подведение итогов урока.


    Метод «Микрофон»:
    • Какой художественный прием является основным в баснях?
    • Как вы понимаете значение термина «аллегория»?
    • Что такое «басенная мораль»?
    • Какие человеческие пороки высмеял Эзоп в прочитанных вами баснях?
    • Приходилось ли вам в жизни встречать людей, похожих на героев басен Эзопа?

    Домашнее задание.


    Прочитать и подумать над смыслом басен Эзопа «Крестьянин и его дети» и «Крестьянин и его сыновья». (Если у учеников нет текстов басен, учитель раздает их на заранее подготовленных карточках). Запомнить толкования теоретико-литературных понятий, рассмотренных на уроке. Нарисовать иллюстрацию к одной из басен Эзопа. Посмотреть в сети Интернет м/ф «Лиса» по мотивам басен Эзопа (реж. Р. Ярви, СССР, 1986).все для dle
    Просмотров: 6 210
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.