Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям


    Урок 13. Развитие речи

    Рейтинг:

    УРОК 13


    Урок 13. Развитие речи


    Тема. Развитие речи. Обучение сочинению-миниатюре.


    Цель: повторить определение понятий «миниатюра» и «сочинение-миниатюра», подготовить учащихся к созданию пейзажной миниатюры о весне; вырабатывать умение анализировать тексты малого объема и создавать текст-миниатюру; развивать речь учащихся; прививать любовь к природе.
    Оборудование: фрагмент из цикла “Времена года” А. Вивальди, распечатанные тексты для анализа на каждой парте.
    Тип урока: урок развития речи.

    ХОД УРОКА


    Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
    (К.Г. Паустовский)

    I. Организационный момент.


    II. Проверка домашнего задания.


    Актуализация опорных знаний.
    1. Слово учителя.
      Мы с вами уже знакомы с понятием “миниатюра”. Дайте определение этого жанра.
      (Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему, законченное по форме и содержанию).
    2. Прослушивание музыкального фрагмента из цикла А. Вивальди “Времена года”.
      • Поделитесь впечатлениями от услышанного.
      • Как (при помощи чего?) композитору удается создать в вашем воображении неповторимые образы, передать эмоции и чувства?
      • Как вы думаете, а какими средствами пользуется писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы заинтересовать своего слушателя (читателя)?

    III. Работа над темой урока.


    1. Работа с текстами.
      • Прочитайте тексты и ответьте на вопрос, какой из них вам больше понравился и почему?
        Текст № 1:
        Не так давно в один из зимних вечеров я возвращался домой. Подходя к подъезду, я обратил внимание на сине-фиолетовый свет фонаря. Я поднял голову и залюбовался им. В свете фонаря я увидел большие снежные хлопья, медленно опускающиеся на землю. “Какая красота! – подумал я. – А ведь когда-то таких ламп совсем не было. И такой красоте мы обязаны открытию Павла Николаевича Яблочкова, который первым изобрел электрическую лампочку. Именно благодаря ему в наших домах теперь комфорт и уют, улицы освещены удобными фонарями, магазины украшены разноцветной иллюминацией”.

        Текст № 2:
        Вечером одинокий фонарь освещает дорогу к подъезду и снег, лежащий вокруг. Если в сумерки подойти к окну и посмотреть вниз, то можно представить себе вместо фонаря театральный прожектор, а вместо снега – большую белую сцену. Пушистые снежинки, как балерины в сверкающих пачках, танцуя в медленном вальсе, тихо опускаются на землю.

    2. Беседа.
      • Что объединяет эти тексты? Можно ли и тот и другой текст отнести к жанру миниатюры? Почему?
      • Чем отличаются эти тексты? В каком из них более ярко выражено чувство автора? Какой из текстов содержит то, что рисуется, представляется внутреннему взору, воображению, отличается лиричностью?

    3. Теория литературы.
      Лирическая миниатюра – выразительное описание чего-нибудь или кого-нибудь с ярко выраженным чувством автора. Мастером лирической миниатюры был М. М. Пришвин.
    4. Анализ лирических миниатюр.
      1) Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства автора выражены в миниатюре. Предайте их при чтении вслух.
      Вот полянка, где я еще недавно собирал грибы. Теперь поляна вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью и даже красная рябина напудрена морозом. (М. Пришвин)
      Беседа.
      • Какую картину (какой образ) вы себе представили? Опишите ее.
      • Что помогает так ясно увидеть эту картину? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?
      • Проведем лингвистический эксперимент. Запишите первую часть лирической зарисовки М.М. Пришвина и попробуйте дописать ее вторую часть.
        Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том …
      • По каким признакам писатель мог догадаться о том, что ночью выпал снег? (Анализ вариантов выполнения задания).
      • Сравните ваши записанные варианты и авторский.
        Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том по скребкам дворников и в который раз уже подумал, что в крайнем случае не без удовольствия служил бы дворником. (М. Пришвин)
      • Сделайте вывод о том, что нужно сделать, чтобы написать лирическую миниатюру?

      2) Обратимся к тексту еще одного мастера лирической миниатюры – А.П. Чехова. Прочитайте текст и скажите, какое настроение создается у читателя. Какие средства художественной выразительности использует автор для передачи своего эмоционального состояния?
      Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (А.П. Чехов)

    IV. Составление схемы “Порядок работы над сочинением-миниатюрой”.


    • Подумайте, что вы хотите “нарисовать” словами.
    • Какова будет основная мысль сочинения? Каков замысел автора? Какие чувства вы хотите вызвать у читателей?
    • Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

    V. Создание текста лирической миниатюры (работа в группах).


    Перед вами – начало пейзажной зарисовки. Опираясь на разработанный нами “Порядок работы над сочинением-миниатюрой”, допишите текст.
    Стояли зимние дни, хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки… И вдруг улыбнулась погодка:…
    (Анализ получившихся вариантов.)
    Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?

    VI. Домашнее задание.


    Написать сочинение-миниатюру по первой строчке (“Входишь в лес и словно в сказку попадаешь”, “Неожиданно ударил мороз…” или свой вариант.)все для dle
    Просмотров: 1 383
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.