УРОК 12
Тема. «Притча о добром самарянине». Утверждение в библейской притче общечеловеческих нравственных идеалов. Библия в живописи, музыке, скульптуре.
Цель: продолжить знакомство с притчей как жанром литературы, познакомить с «Притчей о добром самарянине»; повторить понятия «аллегория», «мораль»; расширить понятие «нравственное содержание»; воспитывать нравственное отношение к людям, милосердие, сострадание, умение признавать свои ошибки, любовь к родителям и близким.
Оборудование: учебник, иллюстрации к «Притче о добром самарянине».
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Беседа.
- Как вы думаете, за что можно простить? А почему простил отец младшего сына?
- Как вы понимаете слова отца: «…был как бы мертв и ожил»?
Демонстрация репродукции картины голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына».
- Как вы думаете, что чувствовал отец, когда увидел своего как бы ожившего сына?
- Какие слова отца могли бы стать названием этой картины еще?
- Какое чувство мог испытать отец при виде вдруг ожившего сына?
- Что заставило отца именно так встретить своего младшего сына?
- Часто ли вы задумываетесь о чувствах своих родителей, когда совершаете необдуманные поступки, которые сильно ранят ваших родителей?
III. Работа над темой урока.
- Чтение « Притчи о добром самарянине».
- Беседа.
- Назовите главных героев. (Самарянин и человек, пострадавший от разбойников).
- Что о них известно? (Самарянин оказался единственным добрым человеком и помог пострадавшему).
- Обратите внимание на сноски к тексту: самарянин – житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.
- Другой герой – “некий человек”, неизвестный, ограблен и изранен разбойниками. (Разбойники оставили его едва живым, а сами ушли).
- Почему у него нет имени? (На его месте мог оказаться любой человек).
- Кто увидел пострадавшего? Как поступил? (Первым увидел священник: “увидел и прошел мимо”. Потом помощник священника, который “подошел, посмотрел и пошел мимо”. А самарянин “…увидел и сжалился, подошел… и позаботился о нем”. Он не только перевязал раны, но и отвез пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе).
- Почему он не прошел мимо, как сделали это другие? (Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин оказался добрее, милосерднее).
- Чему учит притча? Какова ее главная мысль? («Люби ближнего своего”»… Даже если человек незнакомый, чужой. Притча учит помогать тем, кто в беде; не быть равнодушным; проявлять доброту, заботу, внимание).
Вывод: важнее не имя человека и слова, а поступки.
- Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет?
Глаголы “люби”, “иди”, “поступай” звучат как совет, побуждают к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками.
1) Почему именно в самарянине Христос видит ближнего? (Оказал милость несчастному).
2) Какого человека можно назвать ближним? Ведь в учении Иисуса сказано «Возлюби ближнего как самого себя».
Ближним человек становится потому, что он нуждается в твоей помощи. Дело не в отношениях близости или родства, а в отношении потребности в другом человеке.
Вывод: ближний не тот, кому ты хотел бы что-то дать. Ближний – даже не тот, кому ты мог бы дать что-нибудь. Ближний – тот, кому ты нужен. Кто нуждается в твоей помощи.
- Работа над терминами.
Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.
Иносказание – иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа.
Мораль – 1. Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. 2. Поучительный вывод из чего-нибудь (басни). 3. Нравоучение, наставление (разг.) читать мораль.
Найти черты иносказания в прочитанных притчах.
Самарянин (добрый самарянин, самаритянка) – не просто человек иной веры, но и вообще чужой человек – становится ближним, если его поступками движет милосердие.
Какова же мораль прочитанного, чему учат притчи?
1) Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение оступившегося.
2) Истинно братские отношения между людьми устанавливаются только чувством милосердия.
IV. Подведение итогов урока.
- Ролевая игра.
Ученикам приводится случай страждущего. Задача ученика, оправдаться и обосновать причину, по которой он не помог человеку (это будет очень просто).
Случай: Проходя по двору недалеко от дома, вы видите человека, лежащего недалеко от тротуара. Вы подходите поближе, но человек лежит не двигаясь.
Примеры оправдания:
- Наверное, это пьяница, напился и свалился. Пойду-ка я подальше, отоспится и сам встанет.
- А может этот человек умер или его убили, пойду-ка я подальше, зачем мне проблемы с милицией.
- Здесь итак много других людей кроме меня. Они не так спешат. Вот пусть кто-нибудь другой и разберется с этим человеком.
(Ответы учащихся).
- Рефлексия.
Прием «Букет настроения». На экране – шесть букетов разных цветов.
- Какой букет вы возьмете сегодня с урока, почему?
(Желтый букет – светлое, приятное настроение.
Тёмный букет – грустное настроение.
Зелёный букет – душевное настроение.
Синий букет – спокойное настроение.
Красный букет – активное творческое настроение.
Фиолетовый букет – вдохновенное настроение.)
Слово учителя. Умейте проявлять свои лучшие качества в общении с другими людьми. Помните хорошие слова: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
V. Домашнее задание:
составить письменный план пересказа притч, подготовится к пересказу.
все для dle