Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 6. Народный миф о Солнце


    Урок 6. Народный миф о Солнце

    Рейтинг:

    УРОК 6


    Урок 6. Народный миф о Солнце

    Тема. Народный миф о Солнце. Отражение в мифе борьбы тёмных и светлых сил за власть над миром, понимания единства космоса, окружающей природы и человека.


    Цель: продолжить знакомство учащихся с представлениями древних славян о происхождении человека, показать, как прослеживается в мифе неотделимость человека от природы; развивать творческое воображение, логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группах; формировать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру.
    Оборудование: текст мифа о Солнце, оценочный лист, карточки для работы в группах, мультимедийная презентация, «Дерево решений», ватман с изображением кувшина и реки, стикеры в форме капли.
    Тип урока: комбинированный.

    ХОД УРОКА


    І. Организационный момент.


    ІІ. Актуализация опорных знаний.


    1. «Мои ожидания».
      Каждый ученик получает стикер в форме капли, символизирующей каплю воды. После чего ученикам предлагается записать на нем свои ожидания от урока. Начать так: От урока я жду… Затем каждый ученик выходит к доске и на ватман, где нарисован кувшин и река, наклеивает свои ожидания, пока «закрашивая» только реку.
    2. Приём «Пароль». Представить славян одним словом или предложением.
      Учитель не предлагает ребятам, вернувшимся от доски, сесть, а просит их назвать, не повторяясь, известные факты из жизни славян (где жили, как жили, на какие племена делились, чем занимались, во что верили…). Только назвав самостоятельно или с помощью одноклассников информацию, учащиеся садятся за парту.
      На предыдущих уроках мы говорили о мифах, о том, как представляли себе сотворение мира древние греки.
    3. Давайте вспомним, что такое миф?
      • Что послужило толчком к появлению мифов?
      • А какие вопросы могли, по-вашему, интересовать древних славян? Будут ли они отличаться от вопросов древних славян? Почему?

    ІІІ. Сообщение темы и задач урока.


    1. Слово учителя. Наши далёкие предки представляли силы природы в виде живых существ, которые могли помогать человеку, а если их рассердить – творили зло. Сегодня мы продолжим знакомство со славянскими богами. Посмотрев на изображения богов, ответьте на такие вопросы: Что является доказательством того, что славянские боги представлялись в виде живых существ? Как это связано с тем, что вы уже знаете о славянах, их жизни, верованиях?
    2. Перекрёстная дискуссия.
      О чём может быть текст с названием «Миф о Солнце»?
      • о том, как появилось солнце на небе;
      • о звезде Солнце;
      • о том, как Солнце согревает Землю…

    3. «Ассоциативный ряд».
      • Назовите слова, которые приходят вам в голову, когда вы слышите слово «солнце» (составляем ассоциативный ряд).

    4. Чтение текста «Миф о Солнце» (с. 27-28).
      Беседа:
      • Как вы думаете, что будет с Матерью – Сырой – Землёй после того, как « на неё полились через Солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света»? (Ребята высказывают свои предположения).
      • Читаем текст дальше, заканчивая словами «… в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки».
      • Ребята, как вы думаете, что будет происходить на земле дальше? Кто следующим появится на Земле?
        Дочитываем миф до конца.
      • Так на какие же вопросы отвечает славянский миф о Солнце?
      • Найдите в тексте эпизод, в котором объясняется появление растительного и животного мира на земле.
      • Почему именно Ярило, а не Дажьбог, Хорс отец всего живого на земле? Что было непременным условием возникновения жизни на земле? (Любовь).
      • А как объясняется в мифе появление ума в человеческой голове? Зачитайте.
        Внимательно прочитайте фразеологизмы, в которых нашли отражения представления наших предков.
      • Так как же в языке отразились мифологические представления о возникновении ума?
      • Как в мифе объясняется появление огня? (Перескажите этот эпизод).
      • Каково его значение в мифе и какие языческие праздники, связанные с огнём, вам известны? (Масленица, Ивана Купала).
      • А как отразились представления славян в загадках, которые так хорошо нам известны с детства?

    5. Фронтальный опрос.
      • Мы прочитали миф. Какой предстает перед нами Мать Сыра Земля в начале повествования?
      • С какими речами обращался Ярило к Земле? Зачитайте этот отрывок из текста.
      • Любы ли Земле речи бога Ярило?
      • Что же происходит на Земле после того, как солнечные лучи озаряют её? Как изменяется Земля?
      • Как появляется человек?
      • Как здравствовал Ярило любимого сына? Чем он награждает своё дитя?
      • Отчего же опечалилась Мать Сыра Земля?
      • Как успокоил Ярило Землю? Какой подарок даровал Ярило человеку?
      • Скажите, пожалуйста, о каких представлениях древнего человека рассказывает миф? (Смена времен года; появление огня; сотворение мира).
      • Какой языческий бог представлен нам в этом мифе?
        (Ярило, бог Солнца, любви, весны).

    6. Работа с иллюстрациями.
      • Каким вы себе представляете Ярило? Дома вам необходимо было нарисовать бога Солнца. Давайте посмотрим, какие рисунки у вас получились. Каким вы представили на нем бога Ярило?
        (Ученики, подготовившие рисунки, выходят к доске, показывают рисунки и рассказывают, почему именно таким они изобразили Ярило).

    7. Работа в тетрадях.
      Пользуясь учебником, составьте словарик мифологических терминов
      Велес – бог достатка, покровитель купцов и торговцев, защитник домашнего скота.
      Даждьбог — солнечный бог, который дарит добро и богатство. Соединённые в его образе два начала — небесный огонь и небесная влага — дают плодоносящее зерно.
      Купало — бог летнего солнца и любовного огня.
      Мокоша — богиня, связанная с женской работой в хозяйстве: рукоделием, ткачеством.
      Перун — бог-громовержец, повелитель молнии и грома, покровитель воинов. Гром и молния воспринимаются древними славянами двояко: в положи-
      тельном смысле — как весть о плодородном дожде, в отрицательном — как грозная разрушительная сила.
      Сварог — бог света и небесного огня. Богов, которые происходят от Сварога, называют Сварожичами.
      Стрибог — покровитель всех ветров: бог-разрушитель, воплощение сильного, ураганного ветра и создатель нежных мелодий лёгкого ветерка.
      Троян — триединое, трисветлое божество, символизирующее триединство Ярила, Купалы и Даждьбога.
      Ярило — бог земледелия, сын Матери Сырой Земли.

    IV. Подведение итогов урока.


    1. Приём «Выбери позицию».
      Ребята должны определить свою позицию относительно вопроса: Помогают ли нам славянские мифы в том, чтобы мы ощущали себя частицей своего народа? Согласен. Не согласен. Имею другую точку зрения. Аргументируют свой выбор, ребята, имея в руках стикер в виде листочка, помещают его на «Дерево решений». Правая сторона – «согласен», слева – «не согласен», под деревом – «имею другую точку зрения». Мы можем увидеть, как распределились мнения. (Дерево нарисовано на ватмане и помещено на доске).
    2. Выполнение заданий в тетради.
    3. Рефлексия.
      Приём «Микрофон».
      • Что на уроке было интересным?
      • Что понравилось больше всего?
      • Чему научился?
      • Что вызывало трудности?
      • Что удивило?
      • Что было лишним?
      • Что было неинтересным?
      • Кто был лидером на уроке?
      • Кому удалось дать лучший ответ?
      • Оправдались ли ожидания от урока?

      Обращаемся к кувшину, нарисованному на ватмане. Если ожидания оправдались, учащиеся свои стикеры помещают в кувшин, постепенно заполняя сосуд, если не совсем – оставляют стикер на месте, если же у кого – то возникло желание познакомиться с мифологией славян подробнее – над кувшином, имитируя брызги воды. (Так и мы, как этот сосуд, вбираем в себя знаниями, полученными на уроке).

    V. Домашнее задание:


    Составить коллаж на тему «Знакомое и незнакомое Солнце».все для dle
    Просмотров: 3 669
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.