Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Уроки 67-68. Роберт Шекли. Запах мысли


    Уроки 67-68. Роберт Шекли. Запах мысли

    Рейтинг:

    УРОКИ 67-68


    Уроки 67-68. Роберт Шекли. Запах мысли


    Тема. Роберт Шекли. «Запах мысли». Фантастический мир в рассказе. Знакомство с обитателями планеты З-М-22. Умение человека находить выход из экстремальных ситуаций.
    Цель: углубить знания о художественных особенностях научно- фантастического рассказа; учить анализу образов, в произведении; вести беседу с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости осознания ответственности за мысли и слова.
    Оборудование: учебник, видеоролик «Притча о материальности мыслей».
    Тип урока: урок применения полученных знаний.

    Всё, что вы только можете вообразить - существует.
    Джон Каннингэм Лилли
    Воображение – единственное оружие в битве с реальностью.
    Жюль де Голтье

    ХОД УРОКА


    I. Сообщение темы и целей урока


    Сегодня мы с вами ознакомимся с еще одним произведением жанра фантастики – рассказом Р. Шекли «Запах мысли», и вы сможете проявить свои режиссерские способности, фантазию и продемонстрировать готовность к работе, используя уже имеющиеся у вас знания и умения.
    Эвристическая беседа.
    • Прочитайте эпиграфы к уроку. Как они связанны с рассказом Р. Шекли «Запах мысли»?
    • Предположите, почему рассказ имеет такое название. Представьте, вы не знакомы с произведением и ответьте, чем могут пахнуть мысли?


    II. Проверка домашнего задания


    Тест (проверка знания текста)
    1. Профессия главного героя Лероя Кливи? (Космонавт почтолёта-243).
    2. По какой причине у Кливи произошла вынужденная посадка? (Не было горючего).
    3. Чем так удивил Кливи первый увиденный им зверёк? (У него не было ни глаз, ни ушей).
    4. У животных, увиденных Кливи, был похожий окрас. Какая? (Шерсть зелено-бурого цвета).
    5. По какой причине Кливи упал в обморок в первый раз? (Увидел волка, который оскалил зубы).
    6. Какая способность помогла волку съесть белку? (Телепатия).
    7. Почему пантера-самка не набросилась на Кливи? (Он подумал о приятном, о детёныше, о логове).
    8. Как Кливи удалось уйти от волков? (Представил себя стервятником).
    9. Когда Кливи представил себя кустом, кому он произносит следующие слова: «Полегче! Не надо рубить сук, на котором сидишь»? (Дятлу).
    10. Чем, наконец, Кливи прогнал Пантеру? (Факелом).
    11. Какое бедствие пережил Кливи в конце своего путешествия, перед спасением? (Степной пожар).
    12. Что вызвало удивление спасателей? (У Кливи не смотря на пожар не было ожогов).


    III. Работа над темой урока


    1. Слово учителя.
    – Роберт Шекли, американский писатель-фантаст, родился в Нью-Йорке в 1928 году. Он рано научился читать и с детства мечтал стать писателем. Уже первые фантастические рассказы, которые печатались в журналах, нравились читателям, и редакторы с нетерпением ждали новых. Рассказы Шекли выделяются неисчерпаемой фантазией, тонким юмором, неординарными фантастическими сюжетами. В 2005 году писатель побывал на Украине, чем порадовал многочисленных почитателей его творчества.
    2. Работа с учебником.
    – Прочитайте вдумчиво статью учебника, посвященную Р. Шекли. Составьте к тексту три вопроса. (Учащиеся задают вопросы друг другу. Право задать вопрос получает тот, кто ответил на предыдущий вопрос правильно).
    3. Беседа.
    • Почему рассказ «Запах мысли» считается фантастическим? («Запах мысли» — фантастический рассказ потому, что даже название фиксирует качество, которого нет в природе; события жизни героя — из области вымысла, который, однако, основан на научных поисках современности; все враги, которые противостоят Лерою в рассказе, — существа фантастические).
    • Как описана история посадки Лероя Кливи на планету З-М-22?
    • Каким увидел Кливи мир невероятной планеты? Какое отличие от земных существ он заметил сразу, о каком догадался значительно позже? Почему?
    • Какую роль в развитии сюжета рассказа играет фраза: «Ему казалось, что разум его отделился от тела и, освобожденный, витает в воздухе»? (Фраза о том, что разум отделился от тела, помогает понять, что именно этот разум отдельно от тела и дает возможность живым существам планеты воспринимать окружающий мир).
    • Какие сцены из жизни планеты наблюдал герой и чем окончилось его безучастное наблюдение?
    • Опишите события первого и второго дня на планете З-М-22. Как Кливи удалось спастись? Когда он понял, что его спасало?
    • Какую роль в рассказе играет телепатия? Как вы понимаете значение этого слова?

    Шекли — автор, который очень любит иронию. Заметили ли вы это пристрастие автора? Над кем и как он иронизирует? Найдите подтверждение в тексте.
    4. Работа в группах. Создание фильма по мотивам произведения.
    Ребята, мы сегодня на уроке много фантазируем. Представьте, что вам нужно снять фильм по рассказу Р. Шекли. Безусловно, в создании фильма принимает участие большая группа людей. Назовите профессии, необходимые для создания фильма (режиссер, сценарист, оператор, мастер света, звукооператор, костюмер и т.д.).
    Для начала составим простой план, который послужит основой сценария (коллективное составление плана рассказа и запись на доске).

    Примерный план.
    1. Аварийная ситуация.
    2. День первый. Знакомство с планетой З-М-22. Встреча с белкой и волком.
    3. Вечер первого дня. Пантера угрожает жизни Кливи.
    4. День второй. Волки и стервятники.
    5. День третий. Новая атака хищников.
    6. Огонь!
    В соответствии с планом объединяем учащихся в 6 групп. В каждой группе ребята выбирают себе профессию и работают над своим фрагментом (сценарист прописывает сценарий, оператор выбирает ракурс и следит за кадром, осветитель подбирает свет, звукооператор озвучивает и т.д.). После того, как ребята подготовились, заслушиваются выступления каждой группы. Важно отметить, что буквального инсценирования не происходит, учащиеся только разрабатывают сценарий, совершенствуют умения абстрактно мыслить и фантазировать.

    IV. Подведение итогов урока. Рефлексия


    Учитель демонстрирует видеоролик «Притча о материальности мыслей».
    • Какой вывод вы сделали, просмотрев видео? (Мысли материальны, нужно быть осторожным в желаниях, ведь вы притягиваете то, о чем вы мечтаете, думаете, чего боитесь.)
    • Чему вы сегодня научились?


    V. Домашнее задание


    1. Написать эссе о том, какую способность вы хотели бы развить в себе.
    2. Нарисовать обложку к любому из прочитанных в течение года литературных произведений.
    все для dle
    Просмотров: 14 023
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.