УРОК 66
Тема. Р. Брэдбери. «Каникулы».
Цель: проанализировать идейно-художественные особенности рассказа; развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся; формировать коммуникативные навыки; воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Оборудование: учебник, словарь С.И. Ожегова.
Тип урока: комбинированный; вид урока – урок внеклассного чтения.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний
Ребята, как вы знаете, Рей Брэдбери – крупнейший американский писатель-фантаст. Однако задумывались вы о том, что корни научно-фантастической литературы в древнем фольклорном жанре – сказке.
Сравните сказочное повествование и фантастическое. Чем они отличаются? (записи в тетради учащиеся делают самостоятельно, проверку и дополнение – вместе с учителем).
Что общего у сказки и фантастического рассказа?
(Условное время и место действия, образ волшебной силы тоже заимствованы из сказки. Научная фантастика не просто подражает сказке, главное в ней не фантастический сюжет, а вполне современные и вечные проблемы, стоящие перед человечеством и каждым человеком в отдельности.)III. Работа над темой урока
1. Этап предпонимания.- Что для вас значат каникулы? Каким содержанием (смыслом, ассоциациями) вы наполняете это слово? Расскажите, как бы вы хотели провести самые счастливые каникулы?
- Сколько времени вы хотели бы, чтобы длились каникулы? К чему могут привести чересчур длительные каникулы? Слишком короткие (или если каникул не будет вовсе)?
2. Подготовка к анализу рассказа. Словарная работа.В рассказе вам наверняка встретились слова, которые требуют пояснения (обращение к словарю С.И. Ожегова)
Парадокс –
1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Говорить парадоксами.
2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.
Дрезина – небольшая транспортная машина, передвигающаяся по рельсам с помощью двигателя (первонач. с помощью ручного привода).
Мнимый –
1. Воображаемый, кажущийся. Мнимая опасность.
2. Притворный, ложный. Мнимый больной.
Деготь – тёмный смолистый жидкий продукт с резким запахом, получаемый путём сухой перегонки дерева, торфа или каменного угля.
3. Аналитическая беседа.- Что показалось вам странным в начале рассказа?
- В чем заключался парадокс в состоянии природы?
- Какие части речи встречаются в начале рассказа наиболее часто? С какой целью автор использует столько глаголов?
- О чем вы подумали, когда узнали из рассказа, что кроме трех человек никого на Земле не осталось? Запишите свои предположения в тетрадь.
Что могло привести к исчезновению человечества? |
---|
- Война;
- экологическая катастрофа;
- неизлечимые болезни;
- стихийные бедствия.
|
- Почему наши предположения оказались ошибочными? (Окружающая природа не пострадала, а наоборот начала восстанавливаться.)
- Как все-таки получилось, что на планете осталась только одна семья? По чьей вине это произошло?
- Кого имеет в виду герой, спрашивая «когда мы ему осточертеем и он всех нас выметет вон?»
- Что хорошего и что плохого принесло осуществление мечты об исчезновении людей?
- Возникло ли сомнение у героев, будут ли они счастливы?
- Почему отец плакал?
- Какая новая мечта родилась у главных героев?
- Почему мальчик назвал родителей дураками и болванами? Чем вызвана эта истерика?
- У этих людей было все. Сбылась их главная мечта, но счастливыми они не стали. Что же им не хватало?
IV. Подведение итогов урока
- Каким оказался мир без людей?
- Сбылось ли желание героев?
- Как вы думаете, почему мудрые люди говорят, что нужно быть осторожнее с желаниями?
V. Домашнее задание
- Написать письмо, которое мальчик вложил в бутылку.
- Подготовить ответ на вопрос: «Чему нас учат рассказы Рэя Дугласа Брэдбери?»
- Прочитать рассказ Р. Шекли «Запах мысли».
все для dle