Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям


    Урок 3. Миф о Прометее

    Рейтинг:

    УРОК 3


    Урок 3. Миф о Прометее

    Тема. «Миф о Прометее». Величие подвига Прометея, его человеколюбие и самопожертвование.


    Цель: сформировать представление об образе Прометея как «сквозном» образе произведений мирового искусства, приобщить школьников к богатейшему наследию мировой культуры, в основу которых положен миф о Прометее, показать огромные возможности творческого потенциала человека как силы, способной преобразить мир, сделать его чище и лучше.
    Оборудование: учебник, презентация «Герои трагедии Эсхилла ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ», презентация «Миф о Прометее в произведениях мастеров живописи», аудиозапись «Сарабанда» Георга Фридриха Генделя, музыка из песни Эдуарда Хиля «Огонь Прометея»
    Тип урока: комбинированный.

    ХОД УРОКА


    I. Организационный момент.


    II. Мотивация учебной деятельности.


    Викторина «четыре шага».
    (Информация сопровождается изображением героя мифа. В поиске ответа будьте внимательны и к изображению).
    Герои трагедии Эсхила «Прометей прикованный»:
    Ио
    1. Дочь аргосского царя Инаха.
    2. Странствовала по Греции, Азии, Египту, где родила сына Эпафа – родоначальника многих героев (Персей, Одиссей и др.).
    3. Почиталась в Египте под именем Исиды.

    Во время своих странствий встретила прикованного к кавказским скалам Прометея, предрекшего великую будущность потомкам ее и Зевса.
    Гермес
    1. Сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рожденный ею в Аркадии.
    2. Именно он ведет богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса.
    3. Покровительствует героям: Персею вручает меч для убийства Медузы, Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки и т.д.
    4. Посредник между мирами жизни и смерти, так же как и посредник между богами и людьми.

    Зевс
    1. Он принадлежит к третьему поколению богов.
    2. Имя его означает «светлое небо». Этимология слова связывалась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что все существует».
    3. К своим возлюбленным то в виде прекрасного золотого дождя, то с молниями и громами, то обернувшись быком, то в образе лебедя.
    4. Отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов.

    III. Работа над темой урока.


    1. Слово учителя. Греческая мифология дала миру многих героев, чья судьба стала сюжетом разнообразных произведений искусства. Но, пожалуй, именно Прометей проживет самую бурную жизнь в истории искусства всех стран и народов.
    2. Инсценировка.
      Включается музыка Георга Фридриха Генделя. «Сарабанда». Музыка сначала звучит очень тихо, постепенно набирая темп и громкость (1 минута). Темп снижается, музыка становится тише и тише, и становится еле слышной.
      Звучит голос Океаниды, обращенной к титану:

      - О, герой, поведай мне, за что покарал тебя Великий Зевс?
      Титан громко и четко повествует о том, за что покаран, за что страдает:
      - С горы Мосхи, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил я огонь для людей. Я научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Я познакомил их с металлами, научил добывать их из недр земли и обрабатывать. Я смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Я впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Я построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, я открыл им силу лекарств. Я научил их всему, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее. Этим и прогневал я Зевса, за это и покарал он меня. Но я знаю великую тайну о падении власти Зевса. Но никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не исторгнут из уст моих этой тайны.
      - Попроси прощения у великого, о герой. Склоняется же мудрый пред неумолимым роком. Раскрой ему тайну и он простит тебя.
      - На все готов я. (Поднимает голову вверх, обращаясь к невидимому Зевсу). Как не мучь ты меня, громовержец Зевс, но все же настанет день, когда и тебя повергнут в ничтожество. Лишишься ты царства и свергнут будешь во мрак. Исполнятся тогда проклятия отца твоего Крона! Никто из богов не знает, как предотвратить от тебя эту злую судьбу! Лишь я знаю! Вот сидишь ты теперь, могучий, на светлом Олимпе и мечешь громы и молнии, но они тебе не помогут, они бессильны против неизбежного рока. О, повергнутый во прах, узнаешь ты, какая разница между властью и рабством!
      - (Океанида, простирая к титану руки). Безумный! Как не страшишься ты грозить царю богов и людей, Зевсу! Ведь еще тяжкие муки пошлет он тебе! Подумай о судьбе своей, пожалей себя!
      - Не боюсь я. Я все сделал правильно. Я помог людям.
      (На этом сценка заканчивается. Музыка делается громче и под ее сопровождение актеры тихо уходят. В классе включается свет. Музыка постепенно умолкает совсем).
    3. Слово учителя. Узнали ли вы великого греческого героя, помогавшему людям и терпевшему за это страшные муки, но не сдавшемуся грозному богу Зевсу и не покорившемуся ему? (Ответы учеников).
      Правильно, это Прометей, про которого много сложено песен, мифов и легенд. Ему посвящены фильмы и мультфильмы. Нашего героя должны знать, как взрослые, так и самые маленькие. Ведь это он отворил нам глаза, дал возможность увидеть мир во всем своем многообразии, красоте и величии. Впервые про Прометея написал Эсхил, древнегреческий драматург, приблизительно в 443-444 году до нашей эры. Непокорностью Прометея, Эсхил старается передать нам дух революции, заставляет нас не терпеть тиранию и насилие, а бороться с нею. Он верил, что добро и вера в лучшее всегда победит, нужно только не останавливаться, а всегда идти вперед, чего бы нам это не стоило. Правда всегда на нашей стороне.
    4. Чтение отрывка из мифа о Прометее (с. 14, учебник).
    5. Беседа.
      • Зачем дано подробное описание местности, где будут происходить события?
      • С помощью каких прилагательных читателя как бы готовят к тем трагическим событиям, то вскоре здесь произойдут? (Дикая, пустынна, суровая, голые, мрачные, темные, безотрадные, печальный).
      • Кто такой Гефест? Поему он так ненавидит свое ремесло?
      • Чье поручение он выполняет?
      • За что Зевс наказал Прометея?
      • Почему он жертвует собой ради людей?
      • Был ли у Прометея путь к спасению? Поему он отказался от него?
      • Кто освободил Прометея?

    6. Межпредметные связи. Работа над литературными зарисовками Прометея.
      • Посмотрите внимательно на прикованного Прометея и отметьте про себя его бунтарский характер и непокорный вид. Это видно даже на рисунке. А Прометей, несущий людям огонь! Он смотрит на гору Олимп, где царствует Великий Зевс, и, поднимая огонь, делает ему вызов. Он, зная, что будет покаран и, очень жестоко, все равно делится с людьми сокровенными тайнами бытия, собственно, и делает их настоящими разумными людьми, так как они постигают смысл жизни.

    IV. Подведение итогов урока.


    1. Слово учителя. Как в сказке, все заканчивается хорошо. Злодей наказан, добро восторжествовало. Наверно, чтоб жить было легче и лучше, и существуют такие легенды, где всегда зло наказывается добром.
    2. Заключительная беседа.
      • Кто впервые написал о Прометее?
      • За что был так жестоко наказан герой Прометей?
      • Каким же должен быть современный человек? Какими качествами должен он обладать, имея в качестве учителя такого героя? (Дети отвечают, учитель записывает слова на доске).

      Давайте повернем время на неделю назад. И вспомним, что хорошего вы сделали, а что плохого. Какие из добродетелей, перечисленных на доске, присущи вам. И, постарайтесь, как можно больше отдавать людям, я имею в виду, – мысли, доброту, тепло, сочувствие, помощь и т.д. Ведь добро всегда возвращается, как и зло. Зло всегда порождает еще большее зло, а добро увеличивает добро. И еще, запомните такую заповедь: «Относись к людям так, как хотел бы, чтоб относились к тебе».
    3. Рефлексия.
      Тихо звучит музыка из песни Эдуарда Хиля «Огонь Прометея», учитель громко читает наизусть.
      Человек на земле, как цветок по зиме,
      Без тепла он не может ни дня,
      Пусть тебе не знаком, поделись с ним табаком,
      Пригласи посидеть у огня.

      И согретый тобой, пронесёт тот огонь
      Новый друг сквозь года и дожди,
      Всем, кому тяжело, он отдаст своё тепло,
      Тот огонь, что зажёг ты в груди.

      Не грусти человек, коль недолог твой век,
      Знай, что ты не напрасно сгорел.
      Ветер след твой не стёр, коль души твоей костёр
      Хоть кого-то лишь раз обогрел.

    V. Домашнее задание:


    1) Прочитать «12 подвигов Геракла», 2) индивидуальное задание: подготовить сообщение о Геракле.все для dle
    Просмотров: 3 519
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.