Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Уроки 63-64. Р. Брэдбери рассказ Улыбка


    Уроки 63-64. Р. Брэдбери рассказ Улыбка

    Рейтинг:

    УРОКИ 63-64


    Уроки 63-64. Р. Брэдбери рассказ Улыбка


    Тема. Фантастический мир рассказов Р. Брэдбери. Спасительная сила искусства в рассказе «Улыбка». Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе.
    Цель: обсудить с учениками всеобщую значимость для любой цивилизации культурных ценностей, необходимость их сохранения; продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов; продолжить работу по воспитанию человеческих ценностей, умения противостоять злу.
    Оборудование: учебник, видеоэкскурсия по музейному комплексу в Кижи, репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
    Тип урока: комбинированный.

    Фантастика о будущем помогает жить в настоящем. Ведь будущее рождается из настоящего.
    Будущее создается нами и сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить.
    Р. Брэдбери
    Нас окружает такое культурное наследие, которое мы должны беречь, хранить, чтобы донести до потомков целым и невредимым;
    чтобы не довести мир до катастрофы; чтобы наши дети не ненавидели цивилизацию его.
    Р. Брэдбери

    ХОД УРОКА


    I. Организационный момент



    II. Мотивация учебной деятельности


    Слово учителя.
    Информация к размышлению. Только в России в перечень музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной войны вошли 155 музеев. Это не только учреждения, находившиеся на оккупированных территориях, но и те, чьи коллекции погибли при бомбежках, артобстрелах, пожарах, пропали во время эвакуации. Например, Государственный Эрмитаж лишился в ходе войны 1685 предметов. О Сталинградской картинной галерее в списке сказано, что она была полностью уничтожена в результате бомбардировок.
    Еще один объект Всемирного культурного и природного наследия, который мог быть разрушен и уничтожен в годы Великой Отечественной войны – музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии находится в Карелии. Это комплекс сооружений XYIII-XIX веков (видеоэкскурсия). Красота музея изумляет!
    В газете «Северный курьер» от 21 февраля 1999 года была опубликована статья.
    Сообщение ученика.
    Во время Великой Отечественной войны архитектурный ансамбль Кижи мог быть уничтожен. Осенью 1941 года финский летчик получил приказ разбомбить скрывавшихся в Кижах партизан.
    Буквально перед вылетом бомбардировщика как раз выпал первый снег, чистым покровом застеливший землю. Не увидев на свежем снегу никаких следов партизан, летчик решил сбросить бомбы на попавшие в его поле зрения на Онеге советские корабли…
    Бывший летчик по-прежнему вспоминает об увиденном в перекрестье бомбового прицела кижском ансамбле с юношеским восторгом: «Его купола я никогда не забуду. Это потрясающее зрелище, и я бы хотел увидеть остров ещё раз».
    Летчик, несущий на крыльях своего самолета смерть и разрушения, зачарован красотой кижского ансамбля. Парадоксально, не правда ли? Красота, искусство никого не оставляют равнодушными.
    Сообщение темы и целей урока.
    Сегодня мы поговорим об удивительном человеке, чудаке и мечтателе, влюбленном в жизнь и людей, который, по его собственному признанию, ни разу не летал на самолете, не умеет водить машину, а любимом средством передвижения считает велосипед, необыкновенном писателе-фантасте Р. Брэдбери; обратимся к его рассказу «Улыбка» и попытаемся ответить на вопрос, который издавна волновал умы: трудно ли быть человеком; что нужно для того, чтобы быть человеком «с душой», ведь только он сможет сохранить мир целым и передать культурное наследие потомкам.

    III. Актуализация опорных знаний



    IV. Работа над темой урока


    1. Сообщение учащихся об авторе.
    Рэй Дуглас Брэдбери родился в 1920 году. Вырос в бедной лос-анджелесской семье. Писать начал еще до войны, мальчиком. Теперь он автор многих книг. Он сумел фантастику превратить в подлинное искусство. Недаром он когда-то сказал: «Я выбираю звёзды». Он утверждал, что фантастика о будущем помогает жить в настоящем. «Ведь будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его». Книги Р. Брэдбери известны во всем мире. Романы «451 по Фаренгейту», «Чувствую, что зло грядёт», повести «Марсианские хроники», сборник «Холодный ветер, тёплый ветер» и другие.
    2. Работа с учебником.
    • Прочитайте сведения о писателе, помещенные в учебнике.
    • Представьте, что вам поручили создать музей Р. Бредбери. Пофантазируйте и опишите здание музея. Какие экспонаты вы бы поместили в музей?

    3. Словарная работа.
    Только что мы с вами проявляли фантазию, фантазировали. Попробуйте дать определение этому слову, подберите к нему синонимы.
    Словарь С.И. Ожегова:
    ФАНТАСТИКА, и, ж.
    1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.
    2. собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. 3. Что-нибудь невообразимое, невозможное (разг.).

    4. Выявление первоначального восприятия.
    • Ребята, почему рассказ Р. Брэдбери «Улыбка» является фантастическим?
    • Понравился ли вам рассказ?
    • Услышав его название, что вы подумали? Догадывались вы о содержании произведения?
    • Понравилось ли время, описываемое в рассказе?
    • Вы уже узнали, что Рей Брэдбери был писателем-фантастом, поэтому время действия некоторых его произведений отнесено в будущее. В каком году происходит действие в рассказе?

    5. Работа с текстом произведения.
    Вообразите себя режиссером фильма. Перед вами стоит задача: разбить повествование на отдельные эпизоды. Какими они будут? Составление плана рассказа (в виде эпизодов).

    Примерный план.
    1. Главный герой рассказа Том пришел рано утром и встал в очередь на главной площади. Ожидался дикий «праздник», на котором должны были оплевать великую картину.
    2. Люди, стоящие в очереди, ненавидят цивилизацию, они громят её плоды: жгут книги на площади, разбивают машины, взрывают типографии и склады с боеприпасами.
    3. И вот наступает радостный для толпы момент: все копят слюну, чтобы плюнуть в великую картину. А потом в дикой ярости начали рвать холст.
    4. Главному герою достался кусочек картины, на котором изображена улыбка. Этот кусочек он зажал в руке, сохранил, сберёг.

    6. Этап осмысления текста.
    Беседа
    • Ребята, всех стоящих в очереди объединяет одно чувство, какое? (Усталость, недовольство жизнью, ненависть к прошлому.)
    • Почему люди в очереди так ненавидят всё, что связано с прошлым, с цивилизацией? (Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало.)
    • Сформулируйте определение слова «цивилизация»? Какое понятие вы в него вкладываете? (Цивилизация - это определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.)
    • Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему они не хотят её повторения? (Цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – это разрушение. Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей – все, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)
    • Из рассказа мы очень мало знаем о людях предыдущей эпохи. Известно, что их цивилизация пришла в упадок вследствие «одной сплошной катавасии». Во что превратился мир? Как вы думаете, какое значение имеет слово «катавасия»? Найдите это в тексте. (Разбитые здания, …груды развалин, дороги от бомбежек – словно пила, вверх – вниз, поля по ночам светятся радиоактивные…, запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий, разбитое здание фермы.)
    • А что в современной жизни представляет угрозу нашей цивилизации? (Война, экологическая катастрофа, падение нравов и т.д.).
    • Герои рассказа стараются не допустить повторения цивилизации, сгубившей их. Как они это делают? (Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являвшиеся в сознании людей символами цивилизации; в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)
    • Что именно разрушают люди из очереди? (Разрушению подлежит то, что имеет место к материальной культуре; завод, выпускающий самолёты, автомобили, типография – и то, что относится к духовной культуре – книги, живопись.)
    • Каким смыслом наполняется слово «праздник» для тех, кто стоит в очереди? («Праздники» людей будущего – это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут всё дело в ненависти ко всему, что связано с прошлым».)
      Вывод: люди, стоящие в очереди, ненавидят цивилизацию за то, что она разрушила их жизнь; для них цивилизация – это война, разрушение, усталость, ненависть.
    • Чему был посвящен праздник в этот день? (Уничтожению известной картины.)
    • Что это была за картина? («Мона Лиза»).
    • Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение. «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.»)
    • Давайте и мы с вами посмотрим на эту картину, которая так потрясла героя.
      (Учащиеся рассматривают репродукцию, учитель или учащиеся рассказывает о художнике, создавшем шедевр, и о самой картине.)
    • Чем поведение Тома отличается от поведения толпы? (Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал». Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски, рука его судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его», т. е. Том сознательно старается уберечь «кусок холста».)
    • Какие чувства пробудило в душе Тома произведение искусства (Чувства, которые отличают человека от НЕчеловека: совестливость, неприятие разрушения, отторжение вандализма).


    V. Подведение итогов урока


    Подводя итог урока, вспомним слова директора Эрмитажа Михаила Пиотровского: «Культурное наследие дано нам, подобно природе, не в полное распоряжение, а в пользование, с обязательством умножить и сохранить его для следующих поколений».
    • Прочтите эпиграф к уроку. К чему нас призывает автор рассказа?
    • Как вы поняли, чему должно служить истинное искусство? Какие чувства должно вызывать?


    VI. Домашнее задание


    1. Письменно ответить на вопрос: «В чем заключается спасительная сила искусства?»
    2. Прочитать рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день».
    все для dle
    Просмотров: 2 799
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.