Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 62. Уроки доброты (по произведениям А.П. Платонова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина)


    Урок 62. Уроки доброты (по произведениям А.П. Платонова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина)

    Рейтинг:

    УРОК 62


    Урок 62. Уроки доброты (по произведениям А.П. Платонова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина)


    Тема. Уроки доброты (по произведениям А.П. Платонова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина).
    Цель: обобщить знания учащихся по трем изученным произведениям; провести параллели, объединяющие все произведения; совершенствовать навыки устной речи учащихся, их умения работать с текстом литературного произведения.
    Оборудование: карточки с текстом для речевой разминки, учебник.
    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    ХОД УРОКА


    I. Организационный момент


    Речевая разминка
    В каждом параграфе, в каждом рассказе,
    В сказке и песне, даже во фразе –
    Ты только вдумайся, только всмотрись –
    Кроется самая главная мысль.
    Она не всегда открывается сразу.
    Строчка за строчкой, фраза за фразой –
    Ты только вдумайся, только всмотрись –
    Откроется самая главная мысль.
    (С. Бондаренко)

    • Прочитайте молча это стихотворение. А теперь давайте попробуем, правильно расставляя логическое ударение, соблюдая интонацию, выразительно прочитать вслух стихотворение С.Бондаренко.
    • О чем оно?


    II. Мотивация учебной деятельности


    Работа над пониманием текста должна быть вдумчивой и кропотливой, иногда она занимает не один урок, а несколько, а для осознания некоторых произведений может потребоваться целая жизнь. На протяжении сегодняшнего урока обобщим сведения об изученных произведениях и их авторах, найдем ту ниточку, которая способна объединить наши предыдущие уроки.
    Есть такие мудрые слова: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает».
    Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе − изволь, и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. Именно о чудодейственной силе добра мы и будем говорить сегодня, а урок наш назовем «Урок доброты».

    III. Актуализация опорных знаний


    На предыдущих уроках мы подробно изучили произведения русских писателей. Отгадывая загадки, вспомним, какие именно.
    Загадки.
    1. В статье учебника об этом авторе сказано: «Важнейшей для писателя является идея достижения духовного совершенства, которое достигается, как правило, непохожестью на других, странничеством». Кто это, какое произведение этого автора мы изучили? Как данная идея выразилась в изученном рассказе? (А.П. Платонов «Юшка». Не похож на окружающих главный герой Юшка, находящий успокоение в общении с природой и добродетели по отношению к девочке-сироте).
    2. Продолжите, пожалуйста, предложение; назовите автора и название произведения: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, я все не могу забыть…» («…бабушкиного пряника − того дивного коня с розовой гривой»; Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой»).
    3. Герой какого произведения «пошел в пятый класс в сорок восьмом году»? (Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского».)
    По мере того как ученики называют авторов и названия произведений, учитель записывает это на доске.

    IV. Работа над темой


    «Интервью с героем».
    Учащиеся опускают в заранее подготовленные конверты записанные на листочках вопросы к героям. Ребята по очереди достают вопросы и отвечают на них от лица героев произведения.
    А.П. Платонов. «Юшка».
    Учащиеся рассказывают о Юшке.
    Учитель. Можно ли считать Юшку добрым человеком?
    Примеры вопросов к Юшке: «Кем вы работаете?», «Почему вы живете скромно, без излишеств?», «Как к вам относятся дети? Вас это обижает?», «Почему вы терпите издевательства окружающих?», «Как и где вы любите отдыхать?», «Есть ли у вас родные или близкие вам люди?», «Почему вы стали помогать осиротевшей маленькой девочке?» и т.д.

    В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
    Учащиеся устно рассказывают о семье Левонтия.
    Учитель. Можно ли назвать их добрыми людьми?
    Учащиеся рассказывают о бабушке Катерине Петровне.
    Учитель. В чем проявилась ее доброта?
    Примеры вопросов к Витьке: «Ты бы хотел жить в Левонтьевской семье?», «Тебе нравиться дружить с Санькой?», «Всегда ли Санька поступал правильно?», «Почему ты решил обмануть бабушку?», «Ты раскаиваешься в своем поступке?» и т.д.

    В.Г. Распутин. «Уроки французского».
    Учащиеся рассказывают об учительнице Лидии Михайловне.
    Учитель. В чем проявилась ее доброта?
    Примеры вопросов к Лидии Михайловне: «Почему вы не сдали мальчика директору?», «Что побудило вас давать уроки французского на дому?», «Зачем вы стали играть с учеником в игру на деньги?», «Вы жалеете о том, что играли?» и т.д.

    V. Обобщение, подведение итогов урока


    Кто же в этих произведениях совершает добро? (Таблица записывается на доске).

    А.П. Платонов
    «Юшка»
    В.П. Астафьев
    «Конь с розовой гривой»
    В.Г. Распутин
    «Уроки французского»
    - Юшка;
    - девочка-сирота, ставшая врачом.
    - Левонтий;
    - Васеня;
    - бабушка Катерина Петровна.
    - мама мальчика;
    - Лидия Михайловна.


    Вопрос учителя: Так что же такое доброта?
    Заслушав ответы учащихся, учитель знакомит детей с определениями из словаря С.И. Ожегова:
    • добро − благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека;
    • доброта − отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    Вопрос учителя: Что объединяет все три произведения?
    (Все произведения о детях; все произведения об очень трудных первых годах после Великой Отечественной войны; все произведения об умении совершать добрые поступки).
    Слово учителя. Воспитывайте в себе, ребята, умение совершать добрые поступки, и помните слова М.М. Пришвина: «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы».

    VI. Домашнее задание


    1. Подготовить устное сообщение «Один из моих добрых поступков».
    2. Прочитать рассказ Р.Д. Брэдбери «Улыбка».
    все для dle
    Просмотров: 2 325
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.