Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям
    » » » » Урок 61. В.Г. Распутин Уроки французского


    Урок 61. В.Г. Распутин Уроки французского

    Рейтинг:

    УРОК 61


    Урок 61. В.Г. Распутин Уроки французского


    Тема. Нравственные уроки в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
    Цель: способствовать раскрытию духовных ценностей героев произведения и пониманию нравственных уроков, содержащихся в рассказе; развивать умение анализировать художественный текст; развивать устную роль учащихся, навыки исследовательской работы; развивать ассоциативное мышление; воспитывать гуманность.
    Оборудование: портрет В.Г. Распутина; карточки-информаторы с биографией писателя; разноцветные листы бумаги в форме кругов или подготовленные для кластера слайды; фильм «Уроки французского» (1978 г., реж. Е. Ташков).
    Тип урока: комбинированный, вид урока – внеклассное чтение.

    Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях.
    Л.Н. Толстой
    Верю я, придет пора.
    Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
    Б. Пастернак

    ХОД УРОКА


    I. Организационный этап



    II. Этап актуализации знаний и мотивации учащихся (проверка домашнего задания проводится по усмотрению учителя)


    Слово учителя. Ребята, сегодня мы продолжим разговор о лучших качествах Человека, о морально-этических ценностях. Словно жемчужины из раковины, будем извлекать нравственные уроки из произведения В.Г. Распутина «Уроки французского».
    – Чтобы начать работу, выполним небольшую разминку. Придумайте акростих, в основании которого будет слово «добро» и ваши ассоциации на эту тему.
    Примерный акростих:
    Д – деликатность, душевность, домашнее тепло…
    О – объятия, отношения, окружение…
    Б – братство, богатство духовное, бережливость…
    Р – разум, развитие, равенство…
    О – обаяние, одаривать, освобождать…
    – Доброта. Именно это человеческое качество является самым ценным у героев рассказа Валентина Григорьевича Распутина. Предлагаю вам обратить внимание на доску, выбрать тот эпиграф, который вам пришелся по душе и записать его в тетрадь.

    III. Работа над темой урока


    1. Эвристическая беседа
    • От какого лица ведется повествование? (От первого)
    • Как вы считаете, автор и герой в рассказе одно и то же лицо? (Автор и герой слиты воедино)

    Справка из теории литературы.
    Обо всем, что произошло с героями, нам (читателям) поведал некто. Кто же именно? В литературоведении выделяют понятия автор, повествователь, рассказчик, персонаж.
    Как известно, существует повествование от третьего лица и повествование от 1-го лица. Того, кто ведет повествование от 3 лица, не называет себя называют повествователем. Ведущего рассказ от 1-го лица принято называть рассказчиком. Литературоведы говорят о трех важных разновидности повествования от первого лица, выделяемые в зависимости от того, кто является рассказчиком: автор-рассказчик; рассказчик, не являющийся героем; герой-рассказчик.
    В рассказе «Уроки французского» перед нами предстает автор-рассказчик (тот, кто организует повествование, принимает участие в событиях и повествует о них).
    • И все же, автора и мальчика что-то разделяет. Что? (Время, герой – это ученик, мальчишка, он живет, радуется, чувствует здесь и сейчас.)
      Автор представляется нам героем повествования, он прожил долгую жизнь, осмыслил, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.
    • Как вы думаете, рассказ основан на реальных событиях или вымышленных? Могли данные события на самом деле произойти в жизни автора?
    • Представим себя учеными и выдвинем гипотезу: «Рассказ В.Г. Распутина является автобиографичным». Чтобы доказать или опровергнуть данное предположение, необходимо познакомиться с биографией автора.


    Карточка-информатор
    Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин Григорьевич провел в деревне Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области. Климат на родине писателя был суровым. В Сибири садов не было, так как деревья вымерзали от холода, об обыкновенных яблоках судили по картинкам.
    Окончив местную начальную школу, Распутин вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. Он ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства. В стране разруха, не хватало продовольствия, действовала карточная система снабжения продуктами. Денег на руках у сельского населения не было, детям приходилось работать как взрослым.
    После школы Валентин Григорьевич поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

    Доказательство выдвинутой гипотезы.
    • Сопоставьте сведения из биографии В.Г. Распутина и перипетии в жизни мальчика-героя рассказа «Уроки французского». Какие автобиографические факты автор перенес в произведение? (Происхождение, трудное военное детство, учеба вдали от дома, впечатления от впервые увиденных яблок).

    В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим. Пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.
    Тест на знание содержания произведения:
    1. Действие в произведении происходит:
    a) перед Великой Отечественной войной;
    b) во время Великой Отечественной войны;
    c) после Великой Отечественной войны.
    2. Как в деревне называли райцентр?
    a) райцентр;
    b) район;
    c) поселок;
    3. Кто привёз мальчика в райцентр?
    a) дядя Вася;
    b) дядя Ваня;
    c) дедушка.
    4. Как звали учительницу французского языка?
    a) Лидия Михайловна;
    b) Анастасия Копылова;
    c) Анна Ивановна.
    5. На какую игру мальчик тратил деньги?
    a) на футбол;
    b) на чику;
    c) на карты.
    6. Почему Лидия Михайловна играла на деньги?
    a) она хотела проиграть;
    a) она хотела выиграть;
    b) она любила азартные игры
    7. Зачем мальчик всегда хотел выиграть лишь один рубль?
    a) чтобы прокормиться;
    b) чтобы купить молоко;
    c) чтобы купить шоколад;
    8. Кто такой Василий Андреевич?
    a) сосед;
    b) директор;
    c) учитель.
    9. Куда уехала Лидия Михайловна?
    a) в Воронеж;
    b) в другую школу;
    c) на Кубань.
    10. Почему Вадик и Птаха избили рассказчика?
    a) он не возвращал долги;
    b) много выигрывал;
    c) выигрывал всегда один рубль.
    11. Рассказчик, который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является:
    a) гордость;
    b) тоска по дому;
    c) скупость.
    12. Чего боялся рассказчик, играя на деньги с учительницей?
    a) она может специально проиграть;
    b) она выиграет все его деньги;
    c) пожалуется директору.
    Составление многослойного кластера.
    Урок 61. В.Г. Распутин Уроки французского


    1 слой: на какие группы можно условно разделить персонажей рассказа? (Круги синего цвета).
    Чтобы направить мысли учащихся в нужном направлении, используем прием «узнавание адресата». Учитель зачитывает фрагменты текста, учащиеся по описанию узнают персонажи и распределяют по кругам. Отдельным условно выделенным кругом обозначим тяжелое послевоенное время, оно является немаловажным условием развития действия.
    2 слой: каждая группа персонажей необходима для понимания нравственных уроков, которые жизнь преподает мальчику-герою рассказа. Назовите эти уроки (Круги сиреневого цвета).
    В помощь учащимся и для иллюстрации данного слоя используем фрагменты художественного фильма.
    3 слой: какие предметы являются средством, или, так называемым, связующим звеном между группами персонажей и нравственными качествами, которые мальчик приобретает в течение повествования? (Надписи на двусторонних стрелках).

    IV. Итоги урока


    • Как вы думаете, для чего создан этот рассказ?

    Слово учителя.
    Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.
    Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком.

    V. Домашнее задание


    • Напишите небольшое сообщение для школьной газеты «Советую прочитать рассказ «Уроки французского».
    • Подготовить по 2 вопроса к героям изученных произведений: Юшке, девочке-сироте, мальчику Витьке, Саньке, герою рассказа «Уроки французского», учительнице Лидии Михайловне.


    Приложение к уроку:
    Лучшая школа
    (притча)

    Родители искали для сына хорошую школу и учителя и, наконец, они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
    − Какой смешной старик, − засмеялся один мальчик.
    − Эй, маленький толстяк, − скорчил рожицу другой.
    Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
    − Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.
    − Пойдешь, но не в эту, − сердито ответил дед, − я сам найду тебе школу.
    Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других − дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
    − Дедушка, вам плохо, принести воды? − послышался голосок.
    − У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, − предложил один мальчик.
    − Хотите, я позову учителя? − спросил другой ребёнок.
    Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
    − Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.
    − Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
    Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл. Вечером мама мальчика спросили деда:
    − Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
    − По ученикам узнают учителей, − ответил дед.все для dle
    Просмотров: 3 915
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.