УРОК 60
Тема. А.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Характеристика главных героев произведения. Мотивы поступков взрослых и детей в рассказе. Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя.
Цель: отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту; развивать умение отвечать на проблемные вопросы, составлять синквейн; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе.
Оборудование: пряники для каждого учащегося, фигурки лошадей, вырезанные из бумаги (элемент оформления интерьера); иллюстрации, подготовленные учащимися; наборы разноцветных карточек для каждого учащегося (красная, зеленая, синяя).
Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; урок изучения художественного произведения.
Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.
Генри Уорл Бичер
До тех пор пока мы любим, мы умеем прощать.
Франсуа Ларошфуко
Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.
Дени Дидро
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Сообщение темы и целей
На данном этапе учитель должен настроить учащихся на понимание изучаемого произведения, этому способствует ваза с пряниками на учительском столе, стены, украшенные фигурками лошадей, рисунки учащихся, закрепленные на доске.
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
- Какое впечатление оставил у вас прочитанный рассказ? Что вы чувствовали во время чтения?
- Кто из героев понравился больше остальных? Почему?
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся по очереди рассказывают, какой эпизод они изобразили, какое название подобрали.
С целью систематизации материала и для дальнейшей работы над текстом составляется простой план рассказа.
Примерный план:
- Левонтьевское семейство.
- За земляникой (пряник конем).
- В лесу.
- Ссора.
- Жалко ягод.
- Шалости на реке.
- Санька советует обмануть бабушку.
- Кража калача.
- Бабушка уезжает на рынок.
- Рыбалка.
- Переживания мальчика в ожидании бабушки.
- Обман раскрыт.
- Бабушка простила.
- Дивный конь с розовой гривой.
- Урок на всю жизнь.
III. Работа над темой урока
Для дальнейшей работы учащиеся объединяются в 5 групп, задание для каждой группы одинаковое: охарактеризовать героя, дать оценку его поведению и составить синквейн о данном персонаже.
1 группа – все о Витьке (герое-рассказчике);
2 группа – о бабушке мальчика;
3 группа – Левонтий и его жена Васеня;
4 группа – Санька Левонтьевский;
5 группа – остальные Левоньевские ребята.
Для групповой работы отводится 10 минут, для обсуждения результатов – 15 минут. Во время выступления участников группы остальные учащиеся поднимают карточки (зеленая – «согласен», красная – «не согласен», синяя – «хочу высказать свое мнение»).
Синквейны выписываются на отдельные карточки и вывешиваются на доску. Если останется время, можно провести голосование за лучший синквейн.
IV. Подведение итогов урока
- Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их в тетрадь. (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске).
- Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?
- Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте?
- Какие выводы из рассказа вы сделали для себя?
- Подумайте о вашей работе на уроке. Оцените себя. Вы удовлетворены результатом? Если да – возьмите из вазы пряник.
Учитель раздает сладости всем детям (даже тем, кто не взял пряник сам) и говорит о том, что для кого-то пряник будет символом поощрения, для кого-то – прощения, а для многих – символом совести и порядочности.V. Домашнее задание
- Прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».
- Написать небольшое эссе (на выбор):
- Смысл заключительных слов рассказа.
- «Уроки моей бабушки (дедушки)».
- «Поступок, который я больше никогда не совершу».
все для dle