Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям


    Урок 59. В.П. Астафьев

    Рейтинг:

    УРОК 59


    Урок 59. В.П. Астафьев


    Тема. В.П. Астафьев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Утверждение незыблемых нравственных устоев и доброты в рассказе «Конь с розовой гривой». Смысл названия рассказа.
    Цель: ознакомить учеников с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; показать автобиографический характер рассказа; развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, способствовать развитию образного мышления учащихся; воспитывать нравственные качества: честность, доброту, чувство совести.
    Оборудование: портрет писателя, фотографии с изображением поселка Овсянка, пейзажные зарисовки, изображение памятника В.П. Астафьеву в Красноярске (Россия, скульпт. И. Линевич-Яворский), скульптурной композиции «Царь-рыба» пос. Овсянка (Россия, скульпт. Е. Пащенко), карточки с диалектизмами, учебник.
    Тип урока: комбинированный.

    ХОД УРОКА


    I. Организационный этап. Сообщение темы и целей урока.


    Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного сибирского писателя В.П. Астафьева, окунемся в мир сибирской деревни 30-х годов прошедшего столетия, попробуем понять смысл данного произведения, подумаем над извечными вопросами нравственности и морали.

    II. Актуализация опорных знаний


    Проверка домашнего задания.
    Беседа:
    • Вспомните, о каких нравственных качествах шла речь на предыдущем уроке? Какие черты Человека вы называли в своих сочинениях-рассуждениях?
    • Что заставляет или способно сподвигнуть человека быть добрым к окружающим людям, проявлять сочувствие и сострадание? (Совесть.)
    • Как вы понимаете, что такое совесть? Если это чувство, то какой орган за него «отвечает»? Часто вы слышите голос своей совести?


    III. Работа над темой урока


    Слово учителя.
    Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек, человек совести. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни (учитель демонстрирует фотографии пос. Овсянка).
    1. Работа с учебником. Учащиеся знакомятся с биографией писателя, после чего составляют компакт-биографию в тетрадях:
    1. Имя, фамилия писателя.
    2. Годы жизни.
    3. Место рождения.
    4. Родители.
    5. Род деятельности (+ дополнительные профессии, увлечения).
    6. Наиболее известные произведения.

    Этап предпонимания произведения.
    • «Конь с розовой гривой». Как вы думаете, о чем нам расскажет автор? (Учащиеся высказывают предположения. Возможно, это сказочный конь, придуманный, нарисованный, игрушечный и т.д.).
    • Почему грива у коня розовая? Какие ассоциации вызывает у вас этот цвет? (мечта, фантазия, грезы о будущем…) Нарисуйте коня, который возникает в вашем воображении.

    Учитель объясняет, что В. Астафьев имеет в виду пряник в виде коня, а сам конь в произведении – это символ.
    2. Словарная работа.
    Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать писатель или поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством.
    Чтение начала рассказа (до похода за земляникой).
    Работа над прочитанным. Беседа по вопросам:
    • Предположите, где и в какие годы происходит действие рассказа? (Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны).
    • Как жили тогда люди? (Учащиеся рассуждают о том, что время было трудное, герой рассказа – сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
    • Какие слова использует автор, чтобы показать, что действие происходит в сибирской деревне? (Диалектизмы).

    3. Словарная работа.
    На карточках выписаны слова-диалектизмы и пояснения к ним, учащиеся зачитывают их, стараясь запомнить (работа в парах).
    Увал – пологий холм;
    туесок – берестяная корзина с крышкой;
    батоги – длинные поленья;
    супротив – напротив;
    заполошная – суетливая;
    сенцы – передняя часть строения;
    наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме;
    шуровать – беспокоить, приводить в действие;
    зариться – завидовать;
    заимка – земельный участок вдали от села, освоенный его владельцами;
    яр – крутой край оврага.
    4. Аналитическая беседа.
    • Почему пряник конем был для рассказчика желанным подарком? (Потому что дорогой и желанный пряник выделял его обладателя из толпы левонтьевских ребят, вызывал зависть и уважение.)
    • Почему рассказчик «с тоской глядел на соседский дом»? Что привлекало мальчика? (Мальчик во многих случаях не видит темных сторон этой жизни. В рассказах маленькой Таньки о семейных скандалах отмечает только ее смешную шепелявость. Дядя Левонтий представляется необыкновенным человеком, потому что «плавал когда-то по морям», потому что «день после получки» умел превратить в сказочный день для детей. В памяти оставались доброта, конфеты и пряники. О конце праздничного вечера, когда Левонтий начинал бить «остатки стекол в окнах», рассказчик сообщает коротко – не запомнил подробнее.)
    • Как бабушка относилась к дружбе с левонтьевскими детьми? Как вы думаете, к чему может привести такая дружба?
      Работа над произведением продолжится на следующем уроке.


    IV. Подведение итогов урока. Рефлексия


    Продолжите фразу:
    • Мне сегодня было интересно…
    • Мне было трудно…
    • На следующем уроке я хочу…


    V. Домашнее задание


    Дочитать рассказ до конца, нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов и придумать к ней название.все для dle
    Просмотров: 1 309
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.