Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям


    Урок 58. А.П. Платонов Юшка

    Рейтинг:

    УРОК 58


    Урок 58. А.П. Платонов Юшка


    Тема. А.П. Платонов «Юшка». Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя произведения.
    Цель: продолжить знакомство с писателем А. Платоновым и его творчеством; способствовать осмыслению идейного содержания рассказа «Юшка»; совершенствовать умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; воспитывать духовно-нравственные качества личности (стремление совершать добрые поступки, сострадать, быть готовым прийти на помощь).
    Оборудование: карточки с заданиями для групп, учебник.
    Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; вид урока – урок изучения художественного произведения.

    Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.
    М. Горький
    Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.
    Ч. Айтматов
    Добро творишь − себя возвышаешь, зло творишь − себя унижаешь.
    Бирманская пословица

    ХОД УРОКА


    I. Сообщение темы, постановка целей и задач. Знакомство с эпиграфом.


    Прочитайте эпиграф к уроку. Какое высказывание нравится вам больше остальных? Почему?

    II. Мотивация учебной деятельности.


    Беседа
    • Какое впечатление произвел на вас рассказ? Что вы почувствовали?
    • Как вы думаете, человек рождается с определенными чертами характера, моральными качествами или приобретает их в течение жизни?

    Слово учителя.
    Да, никто не рождается нищим, так же как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. И очень важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью порождаем. Полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он, прежде всего, помогает себе, оберегает себя от жестокосердия, уныния и безразличия.

    III. Актуализация опорных знаний


    1. Игра «Верю – не верю». Учащиеся отвечают «верю» или «не верю», вносят уточнения или дополнения.
    • Верите ли вы, что Платонов – известный немецкий писатель? (Нет, он родился в пригороде Воронежа, жил и работал в России).
    • Верите ли вы, что А. Платонов родился в многодетной семье? (Да, одно время в семье было 10 детей).
    • Верите ли вы, что писатель мог бы стать известным изобретателем? (Да, у него известно более десяти изобретений).
    • Верите ли вы, что Платонов призывал к стремлению жить в гармонии с окружающим миром, миром природы и людей? (Да).

    2. Проверка домашнего задания проводится в течение урока.

    IV. Работа над темой урока


    Для начала учащимся предлагается объединиться в группы для того, чтобы осмыслить взаимоотношения Юшки с другими персонажами.
    1. Работа в группах.
    Задание: ответьте на вопросы, опираясь на данные таблицы (из домашнего задания)
    I группа:
    • Каким видят люди Юшку?
    • Что знают о нём?
    • Что думают?
    • Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?

    II группа:
    • Что влечёт детей к Юшке? Что вызывает в них жестокость?
    • Как Юшка отвечает на их грубость и издевательства?
    • Чем зло является для детей?

    III группа:
    • Почему взрослые обижают Юшку?
    • Как они его называют?
    • Чем отвечает им Юшка?

    Учащиеся обсуждают результаты работы в группах.
    Вывод: Юшка был незлобный, терпеливый, кроткий. Людей раздражало, что он не был похож на них. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь жить, как надо? – говорил взрослый человек Юшке. Взрослый же человек называл Юшку «животное такое», «Божье чучело», «юрод негодный».
    2. Словарная работа: выяснение дополнительного лексического значения слов: юрод и блаженный (по толковому словарю С.И. Ожегова).
    Юрод – блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания. Юродивые на Руси в народе почитались святыми. Целью аскетизма в христианстве может быть соучастие в «страданиях» Христа.
    Блаженный − 1. В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм). 2. Не совсем нормальный. 3. То же, что святой. Храм Василия Блаженного.
    3. Беседа по вопросам:
    • Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож Юшка на юродивых?
    • По каким законам жил Юшка? Нравились ли людям эти законы? Почему?
    • Каких чувств не скрывал главный герой?
    • Что общего и различного в проявлении человеческих чувств «любовь» и «радость» у людей и у Юшки?
    • Как вы думаете, прав был Юшка, перенося побои и издевательства молча?
    • Что принесла смерть Юшки людям? Найдите подтверждение в тексте.
    • Какая тайна раскрылась после смерти героя? Изменилось ли мнение людей на противоположное?
    • Чем заканчивается рассказ? Почему автор повествует о судьбе девушки-врача?


    V. Итог урока


    Какую тему поднимает А. Платонов в рассказе «Юшка»? Над чем призывает читателя задуматься?
    Основная тема — тема милосердия, сострадания. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

    VI. Домашнее задание


    Напишите, что значат сочувствие и сострадание в жизни человека.

    Приложение к уроку:
    Притча о маленьком фонарщике
    В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили свет в каждый переулочек. В то время жил маленький фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари, каждая темная улочка становилась светлей обычного. Семьи у него не было, он был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари, а после любоваться ночным небом.
    Каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте, однажды к нему подошел незнакомец и спросил: «Как ты можешь так жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего взамен, лишь оскорбления. Не справедливо, не правильно». На что он ответил: «Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света? Если кто ночью пойдет по темной улице, разве он дойдет до дома? Так до утра и будет блуждать. Справедливо разве? А свет на улице будет, тот человек до дома дойдет, а в глубине души спасибо скажет, и мне спокойней будет».
    Так и продолжал маленький старичок чиркать спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что вечерами стало очень темно.
    Послесловие. Каждый человек в этой жизни очень много значит, каждый, даже если того сам не замечает, вносит в жизнь других свет, и если не станет одного - то другим, возможно, в жизни станет темнее.все для dle
    Просмотров: 1 313
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.