Меню
Світова література

5 клас
6 клас
7 клас
8 клас

Интегрированный курс

5 класс
6 класс

Виразне читання

Теорія
Практика

Шкільний конферанс

Основи школи юного конферансьє

Школа юного диктора

Основи школи юного диктора

Вивчення лірики

Олександр Твардовський - Лірика
Роберт Льюїс Стівенсон - Лірика
Олександр Пушкін - Лірика
Франческо Петрарка - Лірика
Адам Міцкевич - Лірика
Шандор Петефі - Лірика
Пейзажна лірика Алкмана, Гете, Лермонтова
Публій Овідій Назон - Лірика
Михайло Лермонтов - Лірика
Іван Крилов - Лірика

Методичний практикум

Схема самоаналізу уроку
Поетичне відлуння
Типи аналізу твору
Технологічна модель уроку
Кабінет літератури
Глосарій

Робота з портретом

Портреты А.П. Чехова
Портреты Л.Н. Толстого
Портреты Ф.М. Достоевского
Портреты Н.В. Гоголя
Портреты Ф.И. Тютчева
Портреты А.С. Пушкина
Портреты И.А. Крылова
Портреты Эзопа
Портреты М.Ю. Лермонтова
Работа с портретом писателя на уроках литературы. Предисловие

Презентації

Гаррієт Бічер-Стоу. "Хатина дядька Тома". Презентація
Композиція твору. Презентація
Життя і творчість Шолом–Алейхема. Презентація
Пауль Маар - презентація
Ярослав Гашек
Рюноске Акутаґава. "Павутинка" - презентація
Анна Гавальда - презентація

Популярні статті
    Розповісти друзям


    Урок 57. А.П. Платонов

    Рейтинг:

    УРОК 57


    Урок 57. А.П. Платонов


    Тема. А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. «Величие простых сердец» в рассказе «Юшка». ТЛ. Развитие понятия о рассказе.
    Цель: ознакомить учащихся с биографией А.П. Платонова, показать своеобразие личности писателя; развивать навыки вдумчивого чтения; совершенствовать умения работы с текстом художественного произведения, дать понятие о рассказе; воспитывать толерантность и гуманность.
    Оборудование: портрет А.П. Платонова работы Н. Ромадина; изображение памятника А. Платонову в Воронеже (скульпт. И. Дикунов и Э. Пак); таблица, у учащихся – чистые листочки-стикеры разных цветов, учебник.
    Тип урока: урок изучения нового материала, вид урока – знакомство с писателем.
    Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.
    Будьте такими для всех состояний,
    для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку.
    Ж.Ж. Руссо

    ХОД УРОКА


    I. Сообщение темы, постановка целей и задач. Знакомство с эпиграфом


    • Прочитайте эпиграф. К чему призывает нас Ж. Руссо?
    • то значит, по-вашему, быть человечным?


    II. Мотивация учебной деятельности


    Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с новым для вас автором – А.П. Платоновым; постараемся ответить на многие вопросы, касающиеся его творчества, и начнем читать рассказ «Юшка». У каждого на парте лежат листочки-стикеры, которые в начале и в конце урока вы приклеите к доске (на доске плакат в виде таблицы):

    1234
    Я уже знаю…Я сегодня хотел бы узнать…Я узнал на сегодняшнем уроке…Я хочу спросить…

    Ребята приклеивают листочки со своими записями к 1 и 2 колонке таблицы.

    III. Работа над темой урока


    1. Знакомство с писателем.
    Интервью. Подготовленный заранее учащийся выступает в роли писателя А. Платонова. Ребятам предлагается поработать в парах, чтобы задать писателю интересующие их вопросы (можно использовать статью учебника). Например:
    • В каком году вы родились?
    • Платонов – это ваше настоящее имя или псевдоним?
    • Где находится ваша родина? Расскажите о родителях.
    • Почему вы решили стать писателем? Занимались ли вы еще чем-то, кроме литературной деятельности? и т.д.

    После проведенного интервью учащийся от лица писателя может дополнить биографию сведениями, которые не прозвучали в ответах на вопросы, но могут стать предысторией к рассказу «Юшка».
    «Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже. Десять лет назад Ямская слобода мало чем отличалась от деревни, а деревню я любил, хоть и не видел её по 12 лет. В Ямской слободе было всё: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов хаты и много мужиков.
    Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с умилением слушали жители слободы и я. Вскоре для меня наступило время учёбы. Потом время работы. В одно время в семье было 10 человек, я – старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую большую семью.
    И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей, и из всех людей я знаю каждого и с каждым спаяно моё сердце.
    Я – человек, я живу на прекрасной живой земле. Вы меня спрашиваете о красоте. Но для живого человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».
    2. Беседа.
    • Как вы думаете, что имел в виду Платонов, когда говорил, что хочет быть человеком?
    • Кто для вас «человек»? Какими душевными качествами обязан обладать человек?
    • Есть ли в вас человеческие качества? Подумайте, что вам необходимо еще в себе воспитать?

    3. Комментарий учителя. Ребята, обратите внимание, одной из основных идей творчества А. Платонова является идея достижения духовного совершенства, которое достигается, как правило, непохожестью на других, странничеством. Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься.
    В этом мы убедимся, прочитав рассказ «Юшка».
    4. Теория литературы.
    • Что такое рассказ в литературе? Какие признаки рассказа вы можете назвать?
    • Чем рассказ отличается от других прозовых жанров литературы?

    Рассказ – художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе, отличается сжатостью и простотой повествования.
    Знакомство со статьей учебника.
    5. Подготовка к чтению рассказа.
    • Как вы думаете, почему рассказ называется «Юшка»?
    • Возникают ли у вас какие-либо ассоциации с названием?

    6. Словарная работа.
    Рус. арго (Елистратов) ЮШКА, -и, м. Кровь. Юшку пустить кому — зарезать; наказать, расправиться. Возм. через уг.; ср. устар. диал. «юша» — человек, насквозь промокший от дождя; «юша юшей» — мокрый до нитки, «юха», «юшка» — суп, похлебка, навар из мяса или рыбы.
    ЮРОДИВЫЙ — религ. человек, отвергший все мирские ценности, обладающий мудростью, выражающейся во внешнем безумии; один из ликов святости, перен. неодобр. сниж. чудаковатый, ненормальный.
    • Исходя из толкования слов, предположите, какие черты характера или внешности мог взять Платонов для описания своего героя.

    7. Чтение рассказа учащимися. Начало работы над таблицей-характеристикой героя.

    Вопросы для анализаХарактеристикаЦитата
    Внешность Юшки  
    Черты характера  
    Отношение других персонажей к Юшке: детей, прохожих, Даши, приемной дочери  
    Как Юшка воспринимал окружающих  


    IV. Подведение итогов урока


    Ребята, прежде чем говорить об итогах урока, хочу познакомить вас с притчей о трех ситах. Пожалуй, смысл этой притчи можно применить и к героям произведения Платонова, и к каждому из нас. В каких ситуациях? Ответим после знакомства с притчей.

    Притча о трех ситах
    Один человек спросил у Сократа:
    — Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
    — Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
    — Три сита?
    — Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
    — Нет, я просто слышал это.
    — Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
    — Нет, напротив.
    — Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
    — Нет, в этом нет необходимости.
    — Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
    Учитель просит ребят написать на стикерах (или написать и озвучить), что они узнали на уроке, оправдались ли их ожидания от урока, что они хотели бы спросить, что осталось непонятным?

    V. Домашнее задание


    1. Дочитать рассказ «Юшка».
    2. Закончить работу над таблицей.
    все для dle
    Просмотров: 2 127
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие новости по теме:


    #1 написал: ksusha1875 (26 апреля 2017 20:47)
     

    Спасибо. Очень помогли

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.